Архив журнала «Капитал»
Кадровый менеджмент
Где взять рабочие руки?
Курс на модернизацию давно объявлен. Вот только для дальнейшего движения стране катастрофически не хватает профессионалов в медицинской оптике, испытателей летательных аппаратов, машинистов паровых турбин и лаборантов-аналитиков.
Предпосылок у сложившейся тенденции было немало. Еще в начале 90-х российское профессиональное образование вступило в стадию кризиса: из-за упадка производства не хватало рабочих мест, зарплаты рабочих были значительно снижены. Вместе с зарплатой падал и престиж профессии.
Постепенно учреждения начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) стали единственным вариантом для двоечников из неблагополучных семей. В то же время в вузы устремилось подавляющее большинство — за обещанными перспективами, хорошей оплатой труда, комфортными условиями работы, отсрочкой от армии и прочими благами. Среднее и начальное профессиональное образование в России с того времени застыло.
Опросы студентов из года в год показывают одни и те же результаты: большинству учащихся милее работа перед монитором в офисе, нежели созидание своими руками в не всегда экологически чистых и оборудованных должным образом помещениях, причем за те же деньги.
Недавно Министерство образования и науки подготовило список приоритетных для развития экономики страны специальностей. Список был составлен на основе анализа трудового рынка и пожеланий работодателей. Премьер-министр Владимир Путин документ утвердил.
В перечень вошли 93 специальности. Особенно востребованы работники следующих отраслей: теплоэнергетика и теплотехника, электротехника и энерготехника, ядерные установки и ядерная энергетика, космические и компьютерные технологии, машиностроение, медицинские технологии, в частности фармацевтика, биохимическое производство.
УРОВЕНЬ ЗАРПЛАТ |
Россия, 2011 г., в среднем по сферам деятельности, в руб. |
• 35 000 — радиомеханик |
• 30 000 — слесарь по ремонту оборудования электростанций |
• 28 000 — сборщик трансформаторов |
• 25 000 — машинист котлов |
• 20 000 — лаборант-аналитик |
Интересно, что стимулировать интерес молодежи к этим суровым специальностям правительство намерено не только пропагандой, но и с помощью материальных поощрений.
Где взять рабочие руки?
Курс на модернизацию давно объявлен. Вот только для дальнейшего движения стране катастрофически не хватает профессионалов в медицинской оптике, испытателей летательных аппаратов, машинистов паровых турбин и лаборантов-аналитиков.
Так, для тех, кто пойдет по пути приоритетных направлений и покажет себя с лучшей стороны, приготовлены 3 тысячи президентских и 5 тысяч правительственных стипендий в размере от 2 до 14 тыс. рублей. Эти стипендии утверждены с 1 января 2012 года. Но для того, чтобы получить их, придется весь первый год обучения быть примерным студентом, и только на втором курсе государство начнет поощрять будущего рабочего.
Для сравнения: сейчас стандартная стипендия студента технического образовательного учреждения составляет 400 рублей.
Деньги будут, работа — не факт
Эксперты подчеркивают: у среднего профессионального образовании есть масса преимуществ перед высшим. Гарантия поступления с первого раза без нервотрепки и сумасшедших конкурсов, емкий и быстрый процесс обучения, позволяющий за три года приобрести практические навыки и сразу приступить к работе.
Но на этом фоне статистика трудоустройства выпускников за 2011 год, по данным Министерства образования и науки, оставляет желать лучшего: 23% выпускников СПО поступают в вузы, 18% пополняют армейские ряды, 49% идут работать. Даже выбирая приоритетное направление, нужно понимать, что никто не гарантирует, что перспективный рабочий кадр будет желаем работодателем по окончании обучения.
Еще одна проблема — нехватка квалифицированных педагогических кадров. Сегодня новоиспеченные учителя не стремятся попасть в школы, детсады и колледжи. По данным исследования портала Superjob, более половины дипломированных учителей по окончании вуза так и не приступили к преподавательской деятельности. Около 25% резюме от выпускников педвузов создаются в целях поиска работы в качестве менеджера по персоналу, рекрутера, инспектора отдела кадров. Примерно одинаковым спросом пользуются должности в сфере продаж и образования — 17,8%. Обидно и странно, но 13,5% выпускников-педагогов хотели бы работать секретарями, офис-менеджерами или помощниками руководителей.
- Число просмотров: 1369