Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Анализ рынка

Вкус икры «заморской». Дефицит и перспективы продукта

Вкус кабачковой и баклажанной икры для большинства россиян куда привычнее вкуса икры лососевой. Когда-то эти овощные консервы считались неизменным пунктом меню любого советского детского и взрослого учреждения, общепита и рациона каждой семьи. Поистине народные продукты до сих пор сохраняют топовые позиции в сегменте овощных закусок. Вот только прошлый год для отечественных производителей был весьма непростым. Засуха прямым образом отразилась на объемах урожая.

На рынке баклажанной и кабачковой икры сложилась критическая ситуация: в 2010 году основные игроки сегмента произвели только от 40 до 80% от запланированных объемов икры. На показатели в 100% по кабачку не вышел никто. Стоимость тех овощей, которые все-таки созрели, значительно выросла — до четырех рублей за кг. Соответственно, подорожала и икра. На цену конечного продукта повлияла и возросшая стоимость составляющих: морковь подорожала в три раза, подсолнечное масло — в два раза. Сыграло свою роль и общее повышение транспортных тарифов на грузоперевозки.

Эксперты уверены, что уже весной 2011 года рынок ощутит определенный дефицит кабачковой и баклажанной икры. Если цены на готовую продукцию уже выросли на 20 – 25%, то весной они поднимутся еще на 10 – 15%. Однако события лета 2010 года менее болезненно отразились на тех игроках, чья сырьевая база располагается за пределами России.

— На нашу продукцию аномальная жара оказала минимальное влияние, поскольку мы в производстве используем сырье, выращенное на собственных посевных площадях на Украине, — говорит Альгимантас Леонавичус, коммерческий директор ТД «Нежин» — одного из самых известных производителей консервированной плодоовощной продукции со времен бывшего СССР. — В этом году мы выполнили производственный план на 100%.

Осторожно, «разбавлено»

Различается консервированная овощная икра разве что вкусовыми характеристиками и ценой: баклажанная традиционно более острая и стоит дороже кабачковой. Среди производителей продуктов огромное количество как локальных, так и федеральных брендов. Однако при одинаковом названии продукта рецептуры разнятся очень сильно. Кто-то из производителей строго придерживается параметров ГОСТа, изготавливая «тот самый продукт», любимый многими поколениями россиян. Такая икра производится только из свежего сырья. Ктото разрабатывает собственные технические условия и добавляет в икру полуфабрикаты в виде пюре. Оно предварительно подвергается тепловой обработке с добавлением антисептиков.

На рынке сложилась критическая ситуация: в 2010 году основные игроки сегмента произвели только 40-80% от запланированных объемов. На показатель в 100% не вышел никто.

Вопрос о том, какой способ изготовления овощной икры можно и нужно считать «более правильным», весьма спорен. Некоторые производители утверждают, что разница заключается лишь в том, что если продукт фасуют сразу в потребительскую упаковку, то затраты на складское хранение и стоимость тары увеличиваются. Следовательно, изготовление продукции из свежего сырья — процесс более затратный. Использование концентрата более рационально.

— Овощи сначала перемалываются в пюре и помещаются на хранение в бочки, — рассказывает Константин Борисов, ответственный за консервное направление компании «Вироско», владельца торговой марки «Золотая Долина». — У икры есть не очень удобное для производителя свойство: при контакте с воздухом она покрывается черной коркой, и, если мы сразу закрыли икру в банку, а через год-два предполагаем ее продать, надо понимать, что к этому времени она уже не будет иметь на полке товарный вид. Большая тара в этом плане очень удобна.

С другой стороны, любая овощная икра, приготовленная из свежего сырья, естественно, обладает преимуществом. По мнению экспертов, промежуточная переработка и хранение какого угодно сырья снижают содержание полезных веществ в продукте. Если же икра производится из натурального сырья, то, как правило, она отличается высоким качеством. А тот товар, что сделан из концентрата, обычно относят к эконом-сегменту. Его качество значительно ниже среднего. Сегодня, стремясь разнообразить вкусовые качества, часть производителей вносит значительные изменения в традиционную рецептуру кабачковой и баклажанной икры. Однако нередки случаи, когда игроки ставят перед собой задачу максимально удешевить продукт, для чего и добавляют в рецептуру много лишнего. Но пока традиционная икра все же лидирует по продажам.

— Сейчас на рынке овощной икры все достаточно традиционно, — говорит Константин Борисов. — Какие-то новшества сюда привносит разве что компания «Балтимор». У них в ассортименте представлена большая линейка икры с добавлением перцев и других ингредиентов. А так больше никто ничего оригинального не делает. По сути, это и невозможно. Все настолько отработано, что, скорее всего, никто рисковать не будет, внося какие-то принципиальные изменения.

Кабачковая премиум-класса

Баклажанная и кабачковая икра сегодня представлены во всех ценовых сегментах. Цены на эти продукты колеблются в пределах от 27 до 140 рублей за банку.

Премиальный сегмент также освоен. Эту категорию представляют два сильных игрока — «Балтимор» и «Нежин». Однако эта их продукция создана в основном для жителей крупных городов. Для всех остальных локальных рынков существует продукция среднего и эконом-сегментов, которую, в свою очередь, почти не видят жители городов миллионнников — она поставляется к ним в небольшом количестве.

Многие эксперты не слишком высоко оценивают перспективы премиального сегмента. Свою точку зрения они аргументируют тем, что овощная икра по сути своей — продукт очень демократичный. Переплачивать за красивую банку, стоимость которой чуть ли не превышает стоимость содержимого, вряд ли разумно. Потребитель не всегда может понять, почему он должен платить такую высокую цену за обыкновенную кабачковую икру, особенно если качество «премиум» ничем не отличается от продукта из среднего сегмента.

К тому же в последние годы производители выпускают достаточно качественную икру экономкласса. Если раньше дешевый товар, по словам потребителей, представлял собой практически несъедобный продукт, то сегодня производители в этом плане очень подтянулись. Недорогие консервы почти не уступают по вкусовым качествам своим собратьям «высшего сорта».

Стекло с крышкой

Традиционно кабачковая и баклажанная икра выпускаются в двух типах упаковки — в жестяной и стеклянной банках. Причем первый тип тары относится к экономсегменту, второй — к среднему и премиальному. Как признаются эксперты, каких-то ярких нововведений ожидать не приходится: упаковать икру в тетра- или дой-пак пока никто из производителей не решился.

Порядка 20% рынка занимает продукция из сырья, выращенного в Украине, Белоруссии и Молдове

— Думаю, что рынку была бы интересна принципиально новая упаковка, — уверен Сергей Шахов, коммерческий директор ярославского предприятия «Еремеевское». — Но вот то, что она будет хорошо приниматься потребителем, который очень консервативен, это спорно. Та же сгущенка в пластике а-ля зубная паста давно существует на рынке, но сегмент как-то не особо динамично развивается. Практика показывает, что людям все-таки важнее качество и цена, нежели эргономичность упаковки.

Какие-либо изменения возможны, пожалуй, в премиальном сегменте и в сегменте средний плюс. Но сейчас для этих продуктов не лучшие времена. Покупатель сделал выбор в пользу экономкласса.

Конкуренты из Китая

Порядка 20% нашего рынка занимает продукция, изготовленная из сырья, выращенного за пределами страны. Овощи для консервов поставляют из Украины, Белоруссии и Молдовы. Из этих же стран к нам везут готовую икру.

Белорусский продукт в основном представлен в среднем ценовом и экономсегменте. Украинская икра — в среднем и премиальном. Молдавская в незначительном объеме представлена только в среднем ценовом сегменте.

Серьезную конкуренцию этим производителям может составить икра из Китая. Образцы продукта были представлены на международной выставке SIAL. Об агрессивной экспансии речи пока не идет, но первые шаги китайских производителей на исконно российском рынке уже сделаны.

— Нашему покупателю присущ здоровый консерватизм и приверженность национальным традициям потребления, — уверен Давид Цителадзе, генеральный директор компании «Оптима», — в большинстве западных стран даже не знают о существовании этого овощного деликатеса, тогда как у нас потребление кабачковой икры из года в год увеличивается. Поэтому, даже если иностранные игроки и смогут выйти на наш рынок, вкус их продукции всегда будет уступать отечественному и выбор потребителя всегда будет склоняться не в их пользу.

Катерина Сухих

"Капитал", иркутский торговый журнал № 4 (323) от 10.03.2011


  • Число просмотров: 1598

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть