Архив журнала «Капитал»
Новости торговли
Оптовая торговля выходит из кризиса
Анализ результатов хозяйственной деятельности 2,5 тысячи организаций оптовой торговли позволяет сделать вывод, что во втором квартале 2010 года в отрасли завершается период спада и начинается переход оптовых фирм в режим активного восстановления, отмечается в очередном исследовании Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ.
Об окончании спада говорит «существенное замедление темпов сокращения спроса на реализуемую оптовиками продукцию». Так, если спрос в первом квартале 2010 года упал на 23%, то уже во втором квартале падение составило уже 3% (во втором квартале прошлого года спад достиг 18%).
Резкое замедление падения спроса произошло во всех видах товаров. Наиболее заметное улучшение спросовой ситуации отмечалось в организациях, которые реализуют промышленные товары - металлы и металлические руды, химические продукты, машины и оборудование, а также автомобильные детали и узлы. Значительный рывок произошел в организациях, занимающихся оптовыми продажами автотранспортных средств.
Но, сопоставив динамику объема продаж продовольственных и бытовых товаров, авторы исследования приходят к выводу, что население пока не готово вернуться к прежней, докризисной, структуре потребления. Динамика продаж демонстрирует устойчивую дифференциацию потребительских предпочтений, сформированную годом ранее, в пользу продуктов питания и товаров первой необходимости.
О стремлении потребителей к экономии указывает и сохраняющийся разрыв в динамике объемов продаж в оптовых фирмах, которые продают автозапчасти и собственно автомобили. Так, продажа автозапчастей во втором квартале вырвалась в положительную зону (+8%), а продажа автомобилей остается в отрицательной. Это говорит о том, что физические и юридические лица не торопятся покупать новые автомобили и используют имеющиеся средства для ремонта и поддержания в исправном состоянии уже имеющихся авто. Кроме того, стремление к экономии приводит к локализации оптовой торговли, что не характерно для этого вида предпринимательской деятельности. Около половины объема закупаемой продукции от общего объема покупок составлял товар, приобретенный предпринимателями у поставщиков, географически сконцентрированных в одном с ними регионе, чуть меньше - у поставщиков, расположенных в других регионах России. Основную часть товаров (83% от общего объема продаж) торговые организации реализовывали предприятиям и фирмам, расположенным в одном с ними регионе.
Расширению географии продаж мешает неудовлетворительное финансово-экономическое положение организаций оптовой торговли, считают авторы исследования. Хотя и здесь наметились положительные тенденции. В частности, такой показатель, как обеспеченность кредитными и заемными финансовыми средствами, впервые с начала 2009 года перешел в положительную фазу: он вырос на 2% по сравнению с падением на 3% в первом квартале и спадом на 10% во втором квартале 2009 года. Позитивные изменения наблюдались в первую очередь у оптовых фирм, реализующих автомобильные детали, узлы и принадлежности, топливо, химические продукты, машины и оборудование. Положительная тенденция наметилась и в динамике обеспеченности оптовиков собственными финансовыми ресурсами. Этот важнейший показатель в апреле - июне замедлил темпы падения до 3% против спада в 9% в предшествующем периоде.
В целом структура источников финансирования оптовых организаций оставалась во втором квартале практически без изменений. Как и прежде, доля собственных оборотных средств в общем объеме используемых источников финансирования составляла основную часть - 70%, кредитных и заемных - 18%, финансовых средств клиентов -10%, прочих средств - 2%. Жесткие условия ведения бизнеса, естественно, сказываются негативным образом на ценах закупки и реализации. «Большинство предпринимателей во втором квартале 2010 года предпочли сохранить выбранный ими курс политики ценообразования, направленный на увеличение цены реализуемых товаров», - сообщают исследователи ГУ-ВШЭ.
Сбить цены на опт реально, если ЦБ продолжит снижать ставку рефинансирования, считают участники рынка. Тогда у оптовых компаний появится интерес к кредитным ресурсам банков, и цены начнут снижаться.
- Число просмотров: 1693