Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Сравнялись пошлины, но не качество
Пристальное внимание теневого рынка в числе прочего алкоголя не миновало и вино. За борьбу с нелегалами взялось правительство, приняв ряд мер, которые сделают вино дороже, зато, как предполагается, качественнее.
В прошлом году, по данным Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя, спрос на вино упал на 10—12%, не дотянув до одного миллиарда литров. К тому же снизилось качество виноградного напитка.
Дело в том, что две трети вина в России по-прежнему изготавливают из виноматериалов, которые ввозят из-за рубежа. До кризиса многие производители ввозили сырье среднего качества и стоимостью 30—50 руб. за литр. Потом винзаводы начали экономить и переключились на виноматериалы, которые обходятся в три-семь рублей за литр. В худшем случае эти материалы — прокисшие, в лучшем — разбавленные водой.
К примеру, в Испании жарко, и сахара, содержащегося в винограде, хватает, чтобы сухое вино достигало крепости в 12—13 градусов. В Россию его поставляют разбавленным до 9—9,5 градусов.
Еще в начале 2009 года поставлять некачественное вино было выгоднее, утверждают в Центре разработки национальной алкогольной политики: пошлина на готовые виноматериалы составляет 20%, а на сусло — 5%. Виноградное сусло — это сырье, которое заводы должны «довести» и отфильтровать, прежде чем разлить по бутылкам. Но на самом деле суслом является только часть сырья.
Однако прошлым летом таможня приравняла закончившее бродить сусло к готовым виноматериалам — и начала взимать с них пошлину в 20%, после чего импорт сусла сократился более чем в пять раз. Примерно на столько же вырос импорт виноматериалов.
Но остались сложности с тем, что таможенники с трудом отличают сусло от виноматериала, начались судебные процессы. Правительство пошло навстречу винзаводам и издало указ: уравнять таможенные пошлины на виноградное сусло и готовый виноматериал до 15%.
«С одной стороны, мера действительно эффективная. После того как пошлины на сусло и качественный виноматериал сравняются, производителям станет невыгодно ввозить контрафакт и поставки станут белыми. Государственные органы смогут контролировать качество сырья, а общее снижение пошлин подтолкнет винзаводы закупать более дорогие материалы. Кроме того, за счет пошлин удастся пополнить бюджет. С другой стороны, таможня действительно далеко не всегда отличает сусло от вина, и качество материалов остается бесконтрольным. Получается, что сомнительное вино из дешевого и некачественного сырья по-прежнему будет ввозиться», — считают в компании «Лоза».
При этом повышение пошлин на сусло ударит по карману населения. Производителям придется повысить цены и прежде всего на дешевые марки вина. Понятно, после этого люди станут пить меньше вина, что напрямую коснется производителей. В том числе тех, кто и в самом деле покупают за рубежом сусло, а не готовые виноматериалы.
К тому же, несмотря на снижение пошлин на импортное вино, оно не дешевеет. На пути от виноградника к российскому потребителю на его цену накручивают до 100, а то и 200—300%, и таможенные послабления не меняют систему.
Безусловно, борьба с контрафактом — дело нужное. Но, чтобы улучшить качество отечественного вина, нужно увеличивать количество российского сырья. Иными словами, развивать собственное виноградарство. Но, по сведениям Союза виноградарей и виноделов России, отечественного урожая хватает только на 30% вина, производимого в стране, и он практически весь расходится по заводам юга России.
В 2008 году правительство России приняло программу «Развитие виноградарства и виноделия на 2008—2010 годы». На нее предполагалось выделить 1,94 млрд руб. В 2008 году отечественные производители получили первые 520 миллионов субсидий, в 2009 году финансирование сокращено вдвое — около 250 млн руб. В текущем году средства на поддержку вообще пока не выделялись.
- Число просмотров: 1448
Еще статьи в этой рубрике
- Дискуссии закончены
- Российских шампанского и коньяка не будет
- Перспектива. Мясо из кластера
- Праздник сибирского продовольствия
- Торговые тенденции, вторая половина апреля, 2010
- С БАДАМИ разберутся позже
- 43% россиян одобряют участие спортсменов в рекламе товаров
- Кулинарные игры будущих поваров
- Документы на пути к эвакуации
- Сравнялись пошлины, но не качество
- Сертификация. История появления и отмены
- Как найти собственника
- Вопрос-ответ. За рекламные щиты можно не платить