Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Ритейл

НДС МОГУТ УБРАТЬ, ЕСЛИ ПРОСРОЧКУ ОТДАДУТ БЕСПЛАТНО

ЕДА ДЛЯ МАЛОИМУЩИХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 августа
Анализ рынка
В РЕГИОНАХ РАСТЕТ СПРОС НА СКЛАДЫ
Кадры
ОДИН ПРИВИТЫЙ -- ДВУХ НЕПРИВИТЫХ ЗАМЕНЯЕТ!

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Комбинат Волна

Графика +

АльтСтройКом

Дезирс

ТеплоЛайт

Архив журнала «Капитал»

Юридический ликбез

Вопрос-ответ. Как не переплатить в казну

На днях ФНС России отчиталась о налогах, собранных в 2009 году. Всего в федеральный бюджет поступило чуть более 3 трлн рублей — это на 26% меньше, чем в 2008 году. Самый «доходный» налог по итогам года — НДС, он обеспечил 39% всех поступлений. За ним НДФЛ и другие налоги.

Пока налоговики думают, каким образом увеличить доходы в госказну, предпринимателей волнует другой и весьма актуальный вопрос: как в нее не переплатить?

ВЕРНУТЬ ОБЯЗАНЫ

Недавно мы провели сверку расчетов с налоговой инспекцией. Оказалось, что у нас висит переплата с 2006 года. Сумма налога для нашей небольшой компании значительная — 100 тыс. рублей. А налоговая «камералку» по декларации не проводила. Сможем ли мы вернуть эту переплату, ведь уже прошло три года?

— Да, вы имеете полное право вернуть переплаченный в 2006 году НДС. Поскольку о наличии переплаты инспекция вас не предупредила, а вы узнали о ней в момент подписания акта сверки, исчисление трехлетнего срока должно идти именно с того момента, как вы узнали о переплате. По крайней мере, так считает Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 24.11.09 № А46-8738/2009).

Кроме того, если излишек уплаченного налога у вас образовался из-за того, что вы не воспользовались своим правом возместить НДС из бюджета, действует порядок, предусмотренный статьей 176 НК РФ. А этой статьей срок возврата НДС не предусмотрен.

ПООБЕДАЛ? ОТЧИТАЙСЯ

Руководитель компании в командировке проводил часть деловых встреч с возможными деловыми партнерами в ресторане. Какие документы помимо оплаченных счетов у нас должны быть, чтобы подтвердить, что встречи носили производственный характер?

— В Налоговом кодексе четко не сказано, что это должны быть за документы. Косвенно подтвердить официальный характер встречи может приказ о командировке, в котором в качестве цели поездки названо проведение переговоров, и сам отчет о командировке.

Однако нередко инспекторы хотят видеть документы, которые подтвердят сам факт проведения деловой встречи. Поэтому, если сумма значимая, будет нелишним составить отчет по результатам переговоров. В нем перечислить общие цели встречи и ее результат, дату и место проведения, состав участников, величину расходов.

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ

При налоговой проверке выяснилось, что в командировочном удостоверении одного из сотрудников отметка о прибытии не соответствует пункту назначения, который написан на лицевой стороне командировочного удостоверения и в служебном задании. На этом основании инспекторы начислили на сумму суточных НДФЛ, ЕСН и взносы на пенсионное страхование. Насколько это правомерно?

РЕЙТИНГ НАЛОГОВ

Список налогов по «прибыльности» для госбюджета, в %

1. НДС

39

2. НДФЛ

33

3. ЕСН

17

4. Налог на прибыль

6

— Инспекторы подошли к делу слишком формально, есть доводы, которые помогут оспорить доначисления. Ведь тот факт, что наименование организации, в которую был изначально командирован работник, не совпадает с наименованием компании, где работник фактически находился, не говорит о невыполнении служебного задания.

Несовпадение адресов действительно не отвечает требованиям оформления командировочного удостоверения. Однако это не лишает суточные статуса командировочных расходов. И, следовательно, удерживать с них НДФЛ, начислять ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование не нужно. Основание — пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

Аналогичный вывод можно найти в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.08.09 № КА-А40/7825-09. Выполнение служебного задания в данном случае, по мнению судей, может подтвердить отметка руководителя структурного подразделения, в котором командированный сотрудник фактически работал.

ЗВОНКИ ПО ДЕЛУ

Недавно генеральный директор был в командировке за границей. Из-за роуминга ему потребовалось пополнить счет. Для этого бухгалтерия выдала 5000 рублей под отчет референту, которая положила деньги на счет в офисе сотового оператора. Детализации телефонных переговоров у нас нет. Удерживать ли с этих сумм НДФЛ?

— То, что у вас нет детализации телефонных звонков, и то, что заплатил за сотовую связь не сам гендиректор, а его референт — не основание начислять на эти суммы НДФЛ. Подтверждает это и судебная практика, в частности постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.08.09 № КА-А40/8074-09.

Вообще инспекторы на местах могут посчитать, что без детализации производственный характер звонков подтвердить нельзя. Но на самом деле ее отсутствие само по себе не свидетельствует о том, что гендиректор использовал услуги сотовой связи в личных интересах. Производственный характер звонков можно подтвердить, в частности, внутренним положением о сотовой связи в компании, в котором закреплено, что сотовая связь используется только в производственных целях.

Тот факт, что услуги сотовой связи оплатил не сам гендиректор, а другой сотрудник компании, также не говорит о том, что подотчетные средства израсходованы не в интересах компании. Если к авансовым отчетам приложены квитанции и кассовые чеки, подтверждающие, что деньги были израсходованы в служебных целях, начислять НДФЛ не нужно.

НА НОВЫЙ АДРЕС

У нашей компании недавно стал другим юридический адрес. Изменения были зарегистрированы всего несколько дней назад, поэтому мы еще не успели уведомить об этом всех своих поставщиков. В результате почти в половине полученных нами счетов-фактур написан наш старый адрес. Исправлять ли теперь эти счета-фактуры, чтобы не лишиться вычета?

— Лучше счета-фактуры исправить. Хотя некоторые судьи не видят нарушений требований статьи 169 НК, если в счетах-фактурах отражен прежний юридический адрес. Ведь он был ранее присвоен организации до внесения изменений в устав, что можно подтвердить записью в ЕГРЮЛ о регистрации изменений в уставные документы.

К такому выводу судьи, в частности, пришли в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.07.09 № КА-А41/6540-09. Однако тогда отстаивать вычеты входного НДС, скорее всего, придется в суде. Поэтому безопаснее все-таки попросить поставщиков внести изменения в счета-фактуры в части адреса или заменить документ на правильный экземпляр.

РАСХОДЫ НА ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиском новых сотрудников наша компания занимается самостоятельно. Информацию об имеющихся вакансиях размещаем в Интернете, а также в специализированных газетах и журналах. Можем ли мы учесть расходы на размещение таких объявлений при расчете налога на прибыль и, если да, в каком размере? Влияет ли на признание таких затрат тот факт, что найденного по объявлению сотрудника мы вскоре уволили?

— Стоимость услуг по размещению объявлений об имеющихся у вашей компании вакансиях при расчете налога на прибыль можно учесть полностью в составе расходов по набору персонала. То есть на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 264 НК. Тот факт, что подобные расходы не относятся к рекламным затратам и не нормируются, подтверждают в своих разъяснениях и налоговики (письмо УФНС России по г.Москве от 01.06.05 № 20-12/39113).

Последующее увольнение сотрудника, как, впрочем, и причины такого увольнения (по собственному желанию, по соглашению сторон и др.), на признание расходов по подбору персонала при расчете налога на прибыль, по нашему мнению, никак не влияют. Ведь Налоговый кодекс не связывает право учитывать подобные затраты с тем, проработал сотрудник в компании какое-то время или нет. Чтобы экономически обосновать расходы, достаточно того, что компания ищет сотрудников на вакантные должности.

НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ

Сотрудник в течение года ездил в командировки за границу. Необходимо ли исключить время нахождения в командировке за рубежом из общего числа дней пребывания работника на территории нашей страны, чтобы в целях НДФЛ определить, является сотрудник налоговым резидентом или нет?

— Да, чтобы определить статус налогового резидента сотрудника, из общего количества дней его нахождения на территории нашей страны исключают дни его пребывания в служебной командировке за пределами России. Аналогичного мнения придерживаются и в столичном налоговом управлении (письмо УФНС России по г.Москве от 24.07.09 № 20-15/3/076408@).

Напомним, что налоговыми резидентами считаются физические лица, которые фактически находились в нашей стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в России не прерывается только на время выезда гражданина за пределы страны для краткосрочного лечения или обучения, которое длится менее шести месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Таким образом, чтобы определить статус налогоплательщика, например, на 18 декабря 2009 года, рассматривают период, равный 12 месяцам, предшествующим этой дате. То есть с 18 декабря 2008 года по 17 декабря 2009 года. При этом в 183 дня войдут все календарные дни, когда работник находился на территории России в течение идущих подряд 12 месяцев.

НОВОГОДНИЕ УКРАШЕНИЯ МОЖНО УЧЕСТЬ?

Перед новогодними праздниками, чтобы создать благоприятное впечатление у клиентов и деловых партнеров, наша компания украсила холлы и кабинеты гирляндами и букетами цветов. Можем ли мы при расчете налога на прибыль учесть такие затраты как расходы на рекламу.

— Нет, учесть подобные расходы в составе затрат на рекламу не получится. Ведь новогоднее украшение офиса само по себе не несет какой-либо рекламной информации и понятию рекламы не отвечает. Это следует из определения рекламы, которое дано в статье 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ. К аналогичному выводу приходят и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.10.09 № А55-1113/2009).

Чиновники вообще считают, что расходы по оформлению интерьера офиса никак не связаны с производственной деятельностью. Поэтому их ни при каких обстоятельствах нельзя учитывать при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 25.05.07 № 03-03-06/1/311). К такому выводу приходят и некоторые судьи (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.03.06 № А29-1822/2005А).

Однако, если цена вопроса велика и компания готова к спору с инспекцией, подобные расходы можно включить в состав представительских. Ведь список представительских расходов не закрыт (п. 2 ст. 264 НК РФ). Главное — документально подтвердить расходы и обосновать, что затраты на украшение офиса цветами и гирляндами экономически оправданы. В частности, созданием и поддержанием у клиентов благоприятного имиджа компании и комфортных условий для проведения переговоров. Есть решения в защиту такой позиции (постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 09.08.06 № КА-А40/ 7454-06, Западно-Сибирского округа от 11.05.06 № Ф04-2610/ 2006(22165-А46-40).

gazeta-unp.ru

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 2 (297) от 08.02.2010


  • Число просмотров: 1192

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Yamaguchi

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть