Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Роскомнадзор

НА СТРАЖЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ НА ЗАМКЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капитал»

Закон и порядок

Сертификация на грани возможностей

Техническое регулирование на самом деле касается всех. Это — система норм, обеспечивающих безопасность продукции. Например, существуют нормы, определяющие, что считать соком, а что — нектаром.

    

Есть свод правил, в котором прописано, каких вредных веществ не должно быть в детских игрушках и в каком соотношении какао должно быть в настоящем шоколаде. На первый взгляд, кажется, что наличие таких правил — дело полезное и правильное, но и здесь есть свои подводные камни.

Существует общероссийский классификатор товаров, подлежащих обязательной сертификации, но наблюдается тенденция к сокращению этого перечня. Впрочем, сертификация напрямую связана с безопасностью продуктов питания. «Сертификация — это подтверждение безопасности и качества товара, показатель имиджа компании», — уверена директор департамента сертификации Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Эмма Отинова.

Однако эксперты констатируют, что реформа технического регулирования в России практически заморожена – ее блокировали должностные лица, теряющие огромные доходы от платной сертификации товаров.

Закон «О техническом регулировании» от 2003 года разделял обязательные нормы (технические регламенты) и добровольные требования («стандарты»). Идея была в том, что предприятия должны заявить о соответствии своей продукции утвержденным регламентам, и если выявлено несоответствие, компанию наказывают.

Уже в 2003 году только на легальные платежи за обязательную сертификацию российские производители тратили порядка 150 миллионов долларов в год. А дополнительные издержки были в полтора-два раза выше. Сейчас затраты на сертификацию оцениваются в 50-85 миллиардов рублей в год, получение сертификата на один товар обходится в 120 тысяч рублей. Понятно, что все эти немалые расходы заложены в цену товаров, и, в конечном счете, их оплачивает население...

Акты противоречия

Только в России обязательной сертификации подлежит 70-80 процентов товаров, тогда как в ЕС — только четыре процента.

По сведениям министерства промышленности РФ, в середине 2009 года в России было 16 систем обязательной сертификации. В перечне видов товаров, подлежащих обязательной сертификации, 2,4 тысяч пунктов. Производители 74% видов товаров должны получать сертификаты и только 26% — декларировать соответствие.

К тому же количество официальных документов, регулирующих безопасность и качество товаров, в нашей стране превышает 100 тысяч (это различные ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др.). Эти нормативные акты часто противоречат друг другу. Понятно, что предприятиям практически невозможно выполнять все обязательные требования. Да и никто не будет выполнять, например, такое правило: чтобы сертифицировать чипсы, произведенные в городе, отдаленном от центральной части страны, продукт нужно везти в Москву.

Устаревшие стандарты

Кстати, сертификация товаров не решает проблему безопасности продукции. Контролирующие органы проверяют только факт наличия у предприятия сертификата, а не реальное качество товара. Другими словами, контроль означает заключение, имеет ли право, образно говоря, торговец продавать тот или иной товар. Отказ в сертификации получают только 0,3% заявок. Зато отбраковывается тридцать процентов сертифицированной продукции, по информации Высшей школы экономики.

Сами технические требования к товарам давно устарели. В развитых странах каждый год обновляется 7-10 процентов стандартов, а у нас — менее 0,5%. За период с 2003 по 2007 год был утвержден всего один новый технический регламент, а в 2008-2009 годах — еще семь. Это одна из причин технологического отставания.

К 2008 году разработано более 200 проектов новых, современных технических регламентов. Большинство из них прошли публичные обсуждения. Но подготовка законопроектов о регламентах не исключала межведомственных согласований, где и «зависли» все эти проекты.

Запись в добровольцы

Существует и добровольная сертификация – на любой срок, когда выдается декларация соответствия, равнозначная сертификату. По словам руководителя органа по сертификации «Ангарск-Тест» эксперта Светланы Кувшиновой, во всем мире добровольная сертификация признана как наивысшая степень оценки безопасности, качества продукции, когда изготовитель по своей инициативе, а не под давлением и не из-за угрозы штрафов сертифицирует услуги. Это дает несколько преимуществ, среди которых конкурентоспособность продукции на цивилизованном современном рынке услуг, повышение доверия потребителей к изготовителю, репутация, свободная адаптация предпринимателей в условиях быстро меняющейся экономической деятельности и деловой среды.

Добровольная сертификация от обязательной отличается тем, что изготовитель сам вправе выбирать, что именно и по какому из показателей он будет сертифицировать. Пусть по одному-двум, но уже будет выдан сертификат соответствия, который, кстати, имеет юридическую силу на всей территории России. Обычно сертификацию проводят предприятия по производству и реализации пищевых продуктов, алкогольной продукции, услуг общественного питания, фирмы, оказывающие кейтеринговые услуги.

Как заметила председатель совета иркутского регионального объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» Валентина Сокова, сертифицировать лучше производство, а не продукцию. Так, сертификат выдается заводу-изготовителю на выпуск качественной и безопасной продукции. Срок действия сертификата — не более трех лет, но по окончании этого периода избавляться от документа все равно не стоит. Заметим, что держатель сертификата не имеет права самовольно его продлять даже на короткое время.

Требования к магазинам, торгующих алкоголем, гласят, что продавец должен иметь при себе либо подлинник сертификата, либо его заверенную копию в установленном порядке. Сертификат или его копию продавец обязан предоставить по первому требованию контролирующих органов. Сертификаты качества должны быть доступны и для потребителя – в «Уголке покупателя в каждой торговой точке.

Отсутствие сертификата, его нелегальность и недействительность наказуемо: для юридических лиц предусмотрен штраф от 40 до 50 тысяч рублей.

Татьяна Минаева

"Капитал", иркутский торговый журнал № 15 (287) от 13.08.2009


  • Число просмотров: 1687

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть