Архив журнала «Капитал»
Законы рынка
Меньше сеть - больше прибыль?
Еще совсем недавно сетевая организация бизнеса на розничном рынке была синонимом конкурентоспособности. Даже небольшие ритейлеры, владеющие лишь парой торговых точек, стремились к расширению.
Но верно ли, что сеть тем сильнее и прибыльнее, чем больше новых магазинов? Как показывает практика, это вовсе не аксиома.
Обратившиеся за консультацией к кризис-менеджерам владельцы одной компании просили решить «финансовые проблемы бизнеса». После знакомства с ситуацией проблемы действительно обнаружились: восемь из пятнадцати розничных точек упорно не приносили прибыли и с завидным аппетитом съедали то, что зарабатывали семь успешных.
В стремлении поправить дела акционеры уделяли магазинам-неудачникам львиную долю времени и ресурсов: именно им в первую очередь отгружался самый ходовой товар, доставались лучшие продавцы, которых отправляли «поднимать продажи» и самое современное оборудование. Тем временем рентабельные торговые точки существовали сами по себе.
Несмотря на все попытки выправить ситуацию, расходы с каждым месяцем все сильнее превышали доход, долги за аренду помещений выросли до запредельных величин, денег стало едва хватать на выплаты по зарплате.
Кризис-менеджеры выявили причины отрицательной эффективности «плохих» магазинов: торговые точки были неудачно расположены, плохо оформлены и управлялись не чистыми на руку менеджерами.
Первой гипотезой стала возможная продажа бизнеса. Однако анализ показал: вырученных средств не хватит даже на то, чтобы рассчитаться с текущими долгами.
Количество торговых точек, без сомнения, важный показатель, но еще более важной является их рентабельность |
Вторым на роль волшебной палочки претендовал банковский кредит. Но при отсутствии внятной стратегии — как из убыточных магазинов сделать прибыльные — взятые в долг деньги загнали бы ситуацию в окончательный тупик. Тут уже попахивало банкротством, особенно если учесть просроченные товарные кредиты, взятые прежде.
Оставалось предложить ожидавшим чуда предпринимателям единственный разумный выход: закрыть нерентабельные магазины, перебросить товарные запасы и лучшие кадры в прибыльные торговые точки и, наконец, срочно взяться за снижение издержек: арендовать более скромный офис, минимизировать складские площади и сократить часть персонала.
После некоторых колебаний владельцы бизнеса согласились пойти на такие «крайние меры». В итоге сосредоточив ресурсы на успешных магазинах, предпринимателям удалось значительно повысить все показатели, включая объем продаж и прибыль, и выбраться из долговой ямы.
Нередко можно услышать, что копирование сетевых форматов — лучший выход для небольших розничных предприятий. При этом необходимо помнить, что количество торговых точек, без сомнения, важный показатель, но еще более важной является их рентабельность. По разным данным, от 10 до 20% магазинов, принадлежащих известным розничным и ресторанным сетям, приносят убытки.
Конечно крупные компании, решающие задачу повышения капитализации бизнеса и обладающие доступом к мощным финансовым источникам, могут позволить работать в минус десяткам торговых точек. Однако для небольшого розничного предприятия, владельцы которого ожидают от бизнеса, прежде всего, прибыли и роста, успешная работа подавляющего большинства объектов — главная задача.
Аналитики едины в своем мнении: закрывать убыточные магазины, салоны или кафе, конечно, очень неприятно. Но еще менее приятно потерять весь бизнес, который утянут «на дно» неудачные объекты. От таких активов нужно уметь избавляться. И делать это вовремя.
- Число просмотров: 1466
Еще статьи в этой рубрике
- Закон о торговле меняет правила
- Теперь кассы мимо
- Крыши офисов — в белый цвет
- Французы поделятся «Ашаном»
- Приличные воры объединяются в стаи
- Опять вредная овсянка
- Аптечные сети уступают
- Торговые тенденции, начало августа, 2009
- Своя марка. Зачем магазину «усыновлять» продукт
- Меньше сеть - больше прибыль?
- Бизнес-стратегия нового времени: Как избежать ошибок?
- 10 черт характера, которые сделают вас богатым
- Госрегистрация ООО