Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, середина июля, 2009
За вторую неделю июня прирост цен на рыбу замороженную, чай и смеси сухие молочные для детского питания составил 0,2-0,3%, говорится в сообщении Росстата. В мае текущего года по отношению к маю 2008 года выпуск алкоголя снизился на 17,5%
Цены:
ИНФЛЯЦИЯ — 0,3%
ПОДОРОЖАЛИ: |
|
рыба замороженная, чай, смеси сухие молочные для детского питания |
на 0,2–0,3% |
лук репчатый |
на 5,7% |
морковь |
на 3,1% |
картофель |
на 2,8% |
бензин |
на 2,3% |
дизельное топливо |
на 0,3% |
ПОДЕШЕВЕЛИ: |
|
Яйца |
на 1,8% |
мука, вермишель, крупа гречневая, пшено, рис, масло подсолнечное, сыр, молоко и отдельные виды молочных продуктов |
на 0,2–0,5% |
капуста свежая белокочанная |
на 1,8% |
Источник: Росстат |
За вторую неделю июня прирост цен на рыбу замороженную, чай и смеси сухие молочные для детского питания составил 0,2-0,3%, говорится в сообщении Росстата.
За период с 9 по 15 июня 2009 года индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала месяца — 100,3%, с начала года — 107,1% (в
Наблюдалось как снижение, так и повышение цен на разные категории продуктов. Так на плодоовощную продукцию цены в среднем увеличились на 1,4%. Со 2 по 8 июня рост потребительских цен в целом был равен 0,2%.
Алкоголь:
ПРОИЗВОДСТВО ВОДКИ И ПИВА ВЫРОСЛО
В мае текущего года по отношению к маю 2008 года выпуск алкоголя снизился на 17,5%, но по сравнению с апрелем 2009 года его производство повысилось на 1%.
Россия за январь-май 2009 года снизила производство водки и ликероводочных изделий на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 38,8 миллиона декалитров, в мае обозначилась положительная динамика, сообщил Росстат.
В мае текущего года по отношению к маю 2008 года выпуск алкоголя снизился на 17,5%, но по сравнению с апрелем 2009 года его производство повысилось на 1%.
Производство пива, по данным Росстата, за пять месяцев снизилось на 7,4% — до 428 декалитров. В мае текущего года по отношению к маю 2008 года выпуск пива снизился на 10,7%, но к апрелю 2009 года — повысился на 10,8%.
Приправы:
РОССИЯНЕ ЕДЯТ ГЛЮТАМАТ
Большинство из доступных приправ стоят сравнительно недорого. Однако игроки рынка специй догадались, как сделать стоимость продукции намного выше среднего уровня цен. При этом розничные продажи глютаматсодержащих специй в городах России растут.
По оценке компании «Nielsen Россия», динамика розничных продаж глютаматсодержащих специй в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с декабря 2007 по ноябрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее составила 38% по стоимости.
Как следует из отчета «Nielsen Россия», розничные продажи в натуральном выражении выросли на 30%. На долю универсальных приправ приходится порядка 58% объема розничных продаж. Их доля медленно снижается за счет роста специализированных.
Основное различие в ценообразовании имеет место между подкатегориями универсальных и специализированных приправ. В целом уровень цен на специализированные приправы примерно в полтора раза выше, чем на универсальные. При этом подкатегория универсальных приправ гораздо более концентрирована: на долю трех крупнейших игроков приходится более 80% категории по стоимости, в то время как в специализированных приправах ведущая тройка занимает более 50% категории.
— Лидеры розничных продаж приправ: Cykoria, Nestle, Podravka, Unilever, «Проксима» занимают порядка 71% в стоимостном выражении и 78% в натуральном выражении от общего объема продаж в городах с населением свыше 10 тыс. человек за совокупный период с декабря 2007 по ноябрь 2008 года, — отмечает маркетолог-аналитик отдела обслуживания и продаж подразделения аудита розничной торговли компании «Nielsen Россия» Владимир Карлов.
Так один из ведущих игроков на российском рынке приправ и крупнейший производитель продуктов питания Хорватии — Podravka более чем в два раза увеличил чистую выручку в 2008 году. По словам представителей компании, это лучший результат за последние девять лет.
Порядка 95% специй упаковывается в разного формата пакеты. Последней заметной инновацией с точки зрения формата упаковки были мельницы для приправ. Стоимость продукции в такой упаковке в 8–10 раз выше среднего уровня цен, и это несмотря на то, что доля затрат на упаковку в цене конечного продукта превалирует, заметно повышает добавленную стоимость.
Инновации в большей степени сосредоточены в области формата продукта: приправы, прессованные в виде кубиков, комбинирование приправы и бульонной основы и т.п. Инновационные продукты, как по форматам, так и по вкусам в категории появляются и оказывают заметное влияние на доли отдельных производителей, однако в целом они вписываются в рамки существующих сегментов. Ведущим каналом дистрибуции для категории специй является канал супер- и гипермаркетов.
Кофе:
ОСТАЛОСЬ ВСЕГО 35 МЛН МЕШКОВ
Российские эксперты считают, что снижение мировых запасов кофе не отразится на стоимости конечного продукта на внутреннем рынке, но под влиянием общеэкономической ситуации в стране и со снижением курса рубля цены могут вырасти.
Министерство сельского хозяйства США прогнозирует сокращение запасов кофе в сезоне 2009-2010 годов до 30-летнего минимума. По оценке экспертов, мировое производство кофе снизится на 5,5% при сохранении потребления на прежнем уровне, что приведет к сокращению переходящих складских запасов. Российские эксперты считают, что снижение мировых запасов кофе не отразится на стоимости конечного продукта на внутреннем рынке, но под влиянием общеэкономической ситуации в стране и со снижением курса рубля цены могут вырасти.
Эксперты Минсельхоза США опубликовали прогноз, согласно которому переходящие складские запасы кофе в мире в сезоне 2009-2010 годов составят всего 35,3 млн стандартных 60-килограммовых мешков. Мировое производство кофе сократится на 5,5%, до 127,4 млн мешков. При этом мировое потребление практически не изменится и составит 132,2 млн мешков против 132,4 млн в предыдущем сезоне. В результате переходящие складские запасы кофе уменьшатся примерно на 12%.
Гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия предполагает, что в ближайшие три месяца не следует ожидать подорожания кофе на российском рынке. Отечественные производители имеют долгосрочные контракты на поставку, поэтому проблемы с запасами и ценами могут возникнуть только в конце 2009-го или в начале 2010 года, отмечает эксперт.
— К концу 2009 года начнет проявляться какая-то коррекция, но все зависит от того, по какому пути пойдет кофейная индустрия, — говорит Чантурия.
Дело в том, что сейчас на мировом рынке существует дефицит только одного вида кофе — мытой арабики. В то же время ее нехватку в определенной степени может восполнить как немытая арабика, так и робуста, запасы которых сейчас достаточны.
Единственное, чего опасаются отраслевые эксперты, что в случае замены одного вида кофе другим относительное качество конечного продукта может измениться. И сейчас кофейный мир находится в состоянии размышления, по какому пути пойдет развитие.
«Если отрасль пойдет по пути замены мытой арабики на какие-то другие комбинации, то, скорее всего, существенных ценовых колебаний не произойдет», — считает г-н Чантурия. В противном случае подорожание коснется отдельных позиций дорогого жареного и молотого кофе, добавляет он. Стоимость кофе на российском рынке уже повысилась из-за снижения курса рубля. Не исключено, что на стоимость кофе на отечественном рынке может повлиять и общеэкономическая ситуация в стране.
Рамаз Чантурия предполагает, что публикация Минсельхозом США прогноза о состоянии запасов может носить спекулятивный характер: «Скорее эта информация для биржевой игры, а на реальном рынке вряд ли что произойдет».
Ритейл:
ВТОРОЕ МЕСТО ПО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Самой привлекательной страной для ритейлеров, по мнению экспертов A.T.Kearney, в этом году является Индия. Третий в списке перспективнейших рынков Китай.
Привлекательность российского рынка для иностранных ритейлеров в кризис только увеличилась, указывает американская исследовательская компания A.T.Kearney. По ее прогнозу, начиная с 2010 года российский потребительский рынок в течение пяти лет будет ежегодно увеличиваться на 15%.
В индексе инвестиционной привлекательности развивающихся рынков для экспансии торговых сетей A.T.Kearney (Global Retail Development Index, GRDI) Россия поднялась с прошлого года на одну позицию и заняла 2-е место. Самой привлекательной страной для ритейлеров, по мнению экспертов A.T.Kearney, в этом году является Индия. Третий в списке перспективнейших рынков Китай.
Во время кризиса развивающиеся рынки становятся очень важными для глобальных сетей, потому что спрос на развитых рынках восстанавливается очень медленно, указывает партнер A.T.Kearney Хана Бен-Шабат. «Ведущим глобальным игрокам необходимо так сформировать свою стратегию, чтобы сбалансировать в портфеле активы на развитых и развивающихся рынках, что позволит лучше управлять рисками», —добавляет она.
Два преимущества России как площадки для развития глобальных торговых сетей — восстановление с 2010 года высоких темпов роста потребительского спроса и низкая конкуренция: пять крупнейших ритейлеров контролируют не более 7% национального рынка. В Китае розничный рынок вырастет даже в 2009 году, но в этой стране уже высока конкуренция глобальных сетей.
В этом году в России ждут появления крупнейшего ритейлера мира — Wal-Mart. В компании согласны с тем, что российский рынок обладает большой инвестиционной привлекательностью: Wal-Mart открыла здесь свой офис, наняла гендиректора и ищет наилучшие возможности для выхода на рынок, сообщил представитель компании Кевин Гарднер. Участники розничного рынка утверждают, что Wal-Mart ведет переговоры о покупке петербургской сети «Лента». Однако представители американского ритейлера и «Ленты» это не подтверждают. В мае свой первый российский гипермаркет открыла французская сеть Carrefour. Три или четыре магазина готова открыть в России в этом году крупнейшая европейская сеть Kingfisher (товары для дома), заявил Financial Times гендиректор компании Ян Чешайр.
- Число просмотров: 1694