Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Торговля и норма

Сражение с ценами. Успешно ведут в Ангарске и не только

Почти год во многих магазинах Ангарска существуют социальные отделы, где можно купить продукты первой необходимости по более низким ценам, чем в обычных розничных предприятиях торговли. Администрация города поставила перед собой и местными предпринимателями задачу: поддержать социально незащищенные слои населения — пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, многодетных семей, студентов и прочих малоимущих граждан.

 

   

Лично познакомиться с ангарским проектом по поддержке незащищенных слоев населения решил и губернатор Приангарья Игорь Есиповский в ходе рабочей поездки. В состав делегации также входили министры правительства Иркутской области и депутаты Законодательного собрания.

В ходе поездки планировалось посетить три торговые точки в городе нефтехимиков, однако маршрут изменили и высокие гости нанесли визиты по нескольким объектам. Это были продовольственные магазины, мини- и гипермаркет, где реализуются продукты по социально низкой цене. Главу региона интересовали цены, расположение и маркировка социальных товаров.

Как уже писал «Капитал», ангарские власти приступили к реализации долгосрочной программы «Социальная политика — на благо каждого жителя» с июня 2008 года. Предпринимателям предложили торговать продуктами, входящими в состав продовольственной корзины, с торговой надбавкой не выше 10%.

БИЗНЕСМЕНОВ УБЕДИЛИ

Мэр Ангарска Леонид Михайлов признался, что сначала не все коммерсанты соглашались пойти на такой шаг, ведь им не предоставляется никаких преференций. Ни одного бонуса за участие в проекте чиновники не могли обещать из-за того, что льготы по арендной плате или налогообложению не входят в компетенцию муниципальных властей. С бизнесменами пришлось встречаться трижды, прежде чем они согласились принять участие в проекте.

Мэр Ангарского муниципального образования Андрей Козлов отметил, что изначально возникла идея все магазины сделать социальными, но в итоге предприниматели решили, что наиболее выгодно будет организовать не отдельные торговые площади, а выделять в уже существующих обычных магазинах специальные отделы для продажи более дешевых продуктов.

Был определен ассортимент из девяти приоритетных продуктов питания: хлеб пшеничный и ржаной, соль, сахар, молоко коровье, макароны, подсолнечное масло, чай, яйца первой категории и даже табачные изделия. Некоторые учреждения не ограничились девятью наименованиями и расширили список дешевых продуктов до 20 наименований.

Вначале предполагалось, что проект охватит только продовольственные магазины — в конце сентября 2008 года в городе открылось 29 социальных отделов. Однако в ноябре к программе присоединились предприятия бытового обслуживания, затем сеть общественного питания.

Согласно данным на начало апреля, в городской программе принимают участие 108 предприятий: 70 — по реализации продовольственных товаров, 6 — непродовольственных, 12 — общественного питания, 20 — бытового обслуживания.

Причем ангарские предприниматели сами предложили продавать товары по социальным ценам не только пенсионерам и малоимущим, а всем горожанам, чтобы не тратить время и силы на проверку справок и удостоверений. Поэтому некоторые покупатели продукты берут целыми корзинами.

ТОВАРООБОРОТ РАСТЕТ

   

Как показала практика, в накладе представители малого и среднего бизнеса не остались — в магазинах объем продаж, товарооборот увеличился на 10-15% за счет роста покупательской активности и определенной маркетинговой политики. Именно этот показатель характеризует работу торгового предприятия. В условиях кризиса, когда повсеместно отмечается падение товарооборота, для предпринимателей этот рост очень важен.

В каждом магазине социальный отдел обозначен специальной вывеской или символикой — зеленым цветком на ценнике, чтобы люди сразу смогли сориентироваться.

Цены на яйцо, молоко, макаронные изделия, хлеб и другие продукты первой необходимости упали в разы. Так, например, яйца стоят от 24 до 35 рублей за десяток (в зависимости от категории), литр молока — 20-23 рубля (в зависимости от жирности), макаронные изделия — 22 рубля за килограмм, буханка хлеба — 11, голландский сыр — 190 руб./кг, картофель — 9 руб./кг. Товар всегда свежий. Помимо этого, в магазинах покупателям предлагают так называемые товары недели, которые не входят в перечень льготной продукции, но также отпускаются по более низкой стоимости. Это может быть сгущенка, тушенка, мука. Цены корректируются еженедельно.

40 РУБЛЕЙ ЗА ОБЕД

Вот кафе «Русское раздолье», ведущее социальную политику уже 11 лет, с момента своего открытия. До трех часов дня здесь кормят по социальной программе — по скромным ценам, а после шести кафе становится обычным коммерческим заведением.

Обеденное меню выглядит примерно так: борщ с мясом стоит 4 рубля, гречка — 5, салаты — 10, фрикадельки в соусе — 13, котлеты — 15, картофельное пюре — 4, свежевыпеченные пирожки — по 8 рублей за штуку, чай — 5, хлеб — 3 рубля. Таким образом, комплексный обед в этом заведении общепита обходится в пределах 40 рублей.

— Это меню мы используем уже третий месяц каждый день, кроме субботы и воскресенья. В общем, пять дней в неделю мы работаем как столовая, а в выходные — как кафе, — сообщила директор заведения Оксана Бурделева. — Правда, многие, глядя на цены, первое время сомневались в качестве готовых изделий. Зато сейчас целыми семьями обедают. Трудные времена пройдут, а люди к нам продолжат ходить. Приятно же, когда клиенты благодарят за вкусные обеды.

В гипермаркете «Апельсин», судя по отсутствию вывески, социального отдела нет. Впрочем, некоторые виды товара стоят даже дешевле, чем в социальных магазинах. Так, яйца 1-й категории здесь можно приобрести за 32 рубля, картофель — за 10 рублей, хлеб — 9 рублей (булка весом в 350 граммов).

Помимо этого, делегация посетила одно из предприятий бытового обслуживания, участвующих в городской социальной программе, — парикмахерскую «Гелиос». В отличие от магазинов, где товар можно купить в любой день недели, парикмахерские услуги по сниженным ценам оказывают только в четверг. Сэкономить на стрижке могут лишь пенсионеры, ветераны, инвалиды, дети и подростки.

— В компьютере есть клиентская база по данному виду услуг — достаточно один раз прийти с удостоверением, подтверждающим право на получение льготы, — заявила директор салона Елена Максименко. — Существует предварительная запись, но можно подождать и в порядке живой очереди. Социальные услуги мы предоставляем с 1 января, а по согласованному с городской администрацией прейскуранту — с 30 марта.

ТОРГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЙСТВИИ

Губернатор дал высокую оценку социальному начинанию ангарчан:

— Это полезное и нужное для людей дело. Организация сети социальных магазинов может стать серьезной антикризисной мерой, способной поддержать граждан в сложный период мировой экономической нестабильности. Радует, что современные торговые технологии, применяемые во всем мире и позволяющие значительно снизить цены на товары первой необходимости, функционируют и в нашем регионе. Мы увидели не теорию и разовую акцию к приезду губернатора, а реальную работу.

   
   

Глава региона заметил, что успешный опыт Ангарска в сфере социальной торговли региональные власти намерены распространить на всей территории Приангарья: «Главное, что для этого нужно, — единомышленники, профессионалы и просто порядочные добросовестные труженики как в поле, так и в администрации. Конечно, при внедрении ангарского опыта по всей области возникнут некоторые трудности. Необходимо, в первую очередь, изменить менталитет предпринимателей. Им трудно решиться на перемены, убедить в том, что минимальная торговая наценка, введение значительных скидок на социально значимые товары для потребителей в магазинах и предприятиях общественного питания обернется для них не убытками, а напротив, прибылью».

По словам Леонида Михайлова, следующий шаг на очереди — открытие социальных столовых, парикмахерских, химчисток, бань, фотосалонов и других учреждений по оказанию различных бытовых услуг населению.

Надо добавить, что два социальных отдела открылись в продуктовых магазинах Усолье-Сибирского: в «Кедре» и «102». Как сообщили в пресс-службе администрации муниципалитета, цены на продукты питания в социальных отделах почти на 10% ниже, чем в других магазинах. Предприниматели согласились продавать хлеб, молоко, муку, масло, сахар, макароны и другие продукты по льготным ценам.

К тому же в одном из магазинов Усолья покупатели-пенсионеры имеют возможность получить бесплатную социальную карту, которая дает право на получение скидки с 8.00 до 12.00. Для получения социальной карты достаточно обратиться в кассу магазина и предъявить пенсионное удостоверение.

ОРАНЖЕВО-СОЦИАЛЬНЫЕ В ИРКУТСКЕ

Тем временем, в Иркутске открылось уже 11 социальных магазинов, где по небольшим ценам можно приобрести самые необходимые продукты — мясо, сыр, хлеб, молоко, яйца. Разрешенная для социальных магазинов торговая надбавка — не более 10%. Продуктовая корзина предусматривает включение 15 продуктов — масло, хлеб, соль, сахар, сыр, мясные продукты, мясо курицы. Узнать торговую точку можно по зеленой табличке с надписью «социальный магазин».

Кстати, планируется открыть еще несколько десятков магазинов во всех микрорайонах города. Для этого сотрудники комитета по потребительскому рынку ведут переговоры с предпринимателями. Уже многие согласились открыть в своих продуктовых магазинах и арендуемых точках отделы с социальными ценами. Пока таких отделов немного — на рынках «Центральный», «Южный», «Сезон», «Эльдорадо» и др.

Разработаны специальная символика и указатели — все торговые заведения оформят в оранжево-желтой гамме. Аналогично будут выглядеть и предприятия бытовых услуг со статусом социальных.

— Конечно, ни один предприниматель не станет работать себе в ущерб, — уверен начальник управления торговли и координации деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности администрации Иркутска Николай Блинков, — но в данном случае можно сделать прибыль на обороте, так как продукты первой необходимости покупают каждый день.

Например, в одном из павильонов на рынке в Ново-Ленино литр молока стоит 21 рубль, литр растительного масла — 35 рублей, килограмм колбасы — 130 рублей, 500 г соли — 10 рублей. В павильон с утра выстраиваются очереди — горожане охотно приобретают продукты по сниженным ценам.

— Мы надеемся, что появление социальных отделов отрегулирует цены на рынке Иркутска, — прокомментировал Николай Блинков.

На совещании в правительстве региона мэр Иркутска Владимир Якубовский сообщил, что в городе ведется работа над созданием сети социальных столовых на базе уже действующих предприятий, где стоимость обеда не будет превышать 40 рублей. Вместе с тем установлены льготные цены на нескольких предприятиях бытового обслуживания.

Валерия Топоркова

Фото предоставлены  пресс-службой Ангарского муниципального образования.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 8 (280) от 06.05.2009


  • Число просмотров: 1802

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть