Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, вторая половина марта, 2009
Инфляция в РФ в феврале 2009 года составила 1,7%. В январе 2009 года в Россию было ввезено 29 832 новых легковых автомобиля.
ДИНАМИКА ЦЕН В РФ |
|
за январь-февраль |
|
РОСТ |
|
Сахар-песок |
+8.5 |
Бананы |
+18.6 |
Груши |
+9.1 |
Виноград |
+8.8 |
Капуста белокочанная |
+5.8 |
Рыба замороженная |
+4.6-5 |
Окорочка куриные |
+2.8 |
Консервы мясные, печень говяжья |
+2-2.3 |
Сыры, шоколад, рис, чай, кофе |
+2-4.4 |
Медикаменты |
+5.2 |
Ювелирные изделия |
+4.6 |
СНИЖЕНИЕ |
|
Крупы, пшено |
-0.1-1.1 |
Проводное вещание |
-3.7 |
Подключение к сети Интернет |
-1.3 |
Источник: Росстат |
Цены:
РОСТ И СНИЖЕНИЕ
Инфляция в РФ в феврале 2009 года составила 1,7% против 1,2%-го роста цен в феврале 2008 года.
С начала этого года потребительские цены выросли на 4.1% против 3.5%-го роста в аналогичном периоде прошлого года. Такие данные приводит Росстат.
Цены на продовольственные товары с начала года выросли на 3.3%, на непродовольственные — на 2.3%. Платные услуги населению подорожали на 7.8%.
В феврале наибольший прирост цен по-прежнему отмечался на сахар-песок. Зато снизились цены на овсяную, перловую крупы и пшено. Продолжился рост цен на жилищно-коммунальные услуги.
За прошедший месяц выросли регулируемые тарифы на услуги связи. Так, на 19.4% увеличилась стоимость пересылки простого письма внутри России, на 13.3% — плата за отправку обыкновенной внутренней телеграммы. Одновременно услуги проводного вещания и услуги по подключению к сети Интернет стали дешевле.
Новые автомобили:
ДИЛЕРАМ НЕ НУЖНЫ
В январе 2009 года в Россию было ввезено 29 832 новых легковых автомобиля, тогда как годом ранее — 112 567, подсчитала компания «Автостат». Это примерно соответствует месячному объему импорта автомобилей в 2003-начале 2004 годов.
Дилерам новый импорт не нужен: к февралю на их складах и складах производителей оставался запас автомобилей 2008 года на два-три месяца продаж, рассказывает Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров. Стоки могут быть и больше. Если сравнить данные о продажах новых иномарок, собранные комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с данными «Автостата» об импорте иномарок и «АСМ-холдинга» об их производстве в России, окажется, что за период с января 2008 года по январь 2009 года в стране продано примерно на 430 000 меньше новых иномарок, чем ввезено и произведено. При этом в январе дилеры продали 116 899 новых иномарок (АЕБ).
Существенно сократились объемы ввоза новых автомобилей из всех автомобильных держав — Японии, Кореи, Германии, Великобритании. Самое сильное сокращение показали дешевые узбекские Daewoo и украинские Chevrolet Lanos.
Дилеры не заказывали автомобили и в феврале, так что падение импорта в сравнении с 2008 годом сохранится, уверяет Олег Дацкив, директор по развитию бизнеса информационного ресурса auto-dealer.ru. В Россию с января ввозятся в основном нишевые автомобили, новинки, появившиеся на рынке осенью 2008 года, такие как Audi Q5, Volvo XC60, а также редкие комплектации, заказанные покупателями, считает он.
Автоконцерны объясняют снижение импорта двумя факторами: падением спроса и частичным переносом производства в Россию. «Тойота мотор рус» перестала импортировать Toyota Camry из Японии в связи с началом выпуска ее в России, импорт других моделей (Toyota ввозит машины из Японии, Великобритании, Франции) снизился из-за рыночной ситуации, говорит представитель компании Екатерина Пономарева.
СОКРАЩЕНИЕ ВВОЗА НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОСИЮ, В % |
|
из Японии |
-74 |
из Кореи |
-76 |
из Германии |
-67 |
из Великобритании |
-71 |
из Узбекистана |
-85 |
из Украины |
-96 |
Источник: Автостат |
Массовый импорт новых автомобилей по новым пошлинам (с 12 января ставка выросла с 25% до 30% или 1,2-2,8 евро за 1 куб. см двигателя) начнется в апреле-мае 2009 года считает Дацкив. И будет, по его мнению, сопровождаться «грандиозным провалом продаж».
В рублях цены могут вырасти еще на 10%, говорит Владимир Видулов, руководитель российского представительства консалтинговой компании JATO Dynamics. И это с учетом того, что с августа прошлого года новые иномарки к середине февраля 2009-го подорожали в рублях, по подсчетам «Автостата» в среднем на 20%.
Владелец крупного автомобильного холдинга рассказал «Ведомостям», что ждет к августу 2009 года падения продаж новых импортных автомобилей на 75% по сравнению с августом 2008-го. Но дилеры не предполагают общего снижения продаж новых иномарок с учетом собранных в России более чем на 50%, уточняет Гулин.
Водка :
ДОРОГАЯ ИЛИ ДЕШЕВАЯ?
Чего ждать от алкогольного рынка? Как показывают экспертные опросы, мнения специалистов рынка по оценке нынешнего состояния отрасли и ее ближайших перспектив заметно разнятся.
По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в октябре 2008 года производство водки и ликероводочной продукции в России упало на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. При этом в целом за период с января по октябрь 2008 года по сравнению с январем-октябрем 2007 года объем производства в этой категории снизился на 4,3%.
«Потребитель, конечно, может пить «Зеленую марку» или «Путинку», которые стоят около 130 руб. за бутылку, но они прекрасно понимают, что эта водка ничем не лучше той, что стоит 90 руб.», — отмечает Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА).
В дальнейшем, по мнению ряда участников рынка, эта тенденция продолжится — вряд ли в натуральном выражении продажи водки сократятся, они будут падать в денежном выражении, а значит, дешевый алкоголь заменит дорогой. В падении продаж водки стоимостью 135-170 рублей за бутылку видится переход обывателя на более дешевые аналоги и его отказ платить за бренд.
По мнению же директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, происходящее сейчас с российской экономикой — не структурное изменение, а небольшая корректировка. «Менее восприимчивы к рекламным воздействиям премиальных брендов потребители не станут», — утверждает эксперт.
Схожую позицию демонстрирует и председатель правления холдинга «Синергия» Александр Мечетин: «Какие-то выводы можно будет делать минимум через полгода, но на премиальной водке, пусть даже и за $30, потребитель будет экономить в последнюю очередь: это одна из немногих радующих мелочей». Такую позицию разделяют другие аналитики, оставляя за алкоголем лидерство продаж среди товаров народного потребления в среднесрочной перспективе.
Прогноз же Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) звучит как приговор — отсутствие кредитов для развития алкобизнеса подведет некоторые предприятия к банкротству, и уже в течение 2009 года число компаний-производителей может сократиться на 50%. По прогнозам ЦИФРРА, рост цен на легальный алкоголь по итогам 2009 года может составить до 50%.
Уже сейчас производители вынуждены вдвое сокращать лимиты и отсрочки платежей по поставкам дистрибуторам. По утверждению президента НАА Павла Шапкина, запасы водки и ликероводочных изделий в розничной торговле на 1 ноября
Но у дистрибуторов есть и своя правда, и своя стратегия. В столь нестабильной ситуации на рынке производителей и дефицитом оборотных средств (при дороговизне кредитов) расчетливый дистрибутор естественно склонен работать с наиболее сильными и ходовыми брендами и ни в коем случае не ограничивать себя линейкой одного производителя. Как бы ни были заманчивы условия.
Текстиль:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ СПРОСОМ
Текстильное производство в стране сократилось в 2008 году по отношению к предыдущему году на 11,4%, сообщается в докладе Минпромторга РФ. Это обусловлено уменьшением выпуска большинства видов продукции, которое происходит из-за падения спроса потребителей.
Из-за взаимных неплатежей растет дебиторская и кредиторская задолженность. Как отмечается в докладе, удельный вес прибыльных организаций в текстильном и швейном производстве составил 71% от их общего числа, в кожевенном — 79,4%.
Численность работников в этих отраслях сократилась на 6,7 и 5,3%, соответственно.
- Число просмотров: 1834
Еще статьи в этой рубрике
- Конкуренция по инфляции
- Возвращение «Океана» с дешевой рыбой
- Mars накормит Россию батончиками
- Неделя защиты прав потребителей
- Полцентнера мяса на человека
- Торговые тенденции, вторая половина марта, 2009
- Единое окно для своего участка
- Налоговый кодекс. Знакомство с изменениями
- Левые озера. В Иркутске подделывали водку «Байкал», «Пять озер»
- Маркировка алкоголя. Этикетка с ценной информацией
- На личной машине по делам служебным
- Опять про ЕНВД