Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, начало марта, 2009
Рынок хлебобулочных изделий в последние десять лет усыхал на 2-4% в год. Развивать бизнес работающим в отрасли компаниям приходилось за счет расширения ассортимента
Хлеб:
УСЫХАЮЩИЙ РЫНОК НАБЕРЕТ ОБОРОТЫ
Однако рынок хлебобулочных изделий в последние десять лет усыхал на 2-4% в год. Развивать бизнес работающим в отрасли компаниям приходилось за счет расширения ассортимента, выпуска более дорогих продуктов (булок с начинкой, рулетов) и снижения себестоимости — главным образом благодаря освоению новых технологий и закупке нового оборудования.
Основной причиной сокращения рынка эксперты называли изменение демографической ситуации — снижении численности населения. Затем исследователи рынка говорили об увеличении роста доходов населения, что обуславливало сокращение не только потребления хлебобулочных изделий, но и приобретение муки в розничной торговле для изготовления домашней выпечки. Однако, как утверждают эксперты, в этом году ситуация существенно изменится.
Подавляющее большинство игроков на рынке хлебобулочных изделий — локальные и региональные компании. Большинство «пекарей» кредиты на развитие не брали, а падение спроса теперь им не грозит, так как при снижении уровня доходов населения потребление хлебобулочных изделий и муки увеличивается. Хлебозаводам, возможно, лишь придется отказаться от выпуска некоторых позиций, в частности дорогой, десертной продукции.
Сейчас главная угроза для «хлебопеков», как утверждают эксперты, не падение спроса и не кредиторы, а ФАС. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, его ведомство уже начало проверку российских хлебозаводов в связи с высокими ценами на хлеб, ведь цены на зерно в прошлом году упали почти в два раза, а цены на хлеб до сих пор только растут.
Что касается рынка муки, то наиболее крупными регионами-потребителями зерна (пшеница и рожь) на производство муки являются Алтайский край, московский регион (Москва и Московская область) и Челябинская область.
Потребность отечественного рынка в муке удовлетворяется за счет собственного производства, при этом Россия обладает хорошей сырьевой базой для производства пшеничной и ржаной муки, да и мощности имеются. В 2006 году средняя загрузка производственных мощностей составляла около 40%, в 2008-м российские индустриальные мельницы были загружены на 50%.
Согласно зарубежной практике, оптимальной является загрузка 70-75%. Вместе с тем на российском рынке есть примеры работы с загрузкой мощностей до 100%, однако это характерно для крупнейших предприятий отрасли.
Экспорт пшеничной муки в последние два года стабилизировался на уровне порядка 0,2 млн т. Экспорт муки из России за период 2007-2008 гг. составил более 350 тыс. тонн, что представляет собой 4% от общего производства в стране.
Ежегодный экспорт российской пшеничной муки составляет около 200 тыс. тонн в год. Основные поставки отечественных производителей осуществляются в Монголию, Таджикистан, Афганистан, Туркмению, Северную Корею, а также страны Закавказья и в Украину. В зарубежные страны чаще всего экспортируется мука первого и второго сорта.
Жевательная резинка
86% российской молодежи жуют
Задачей опроса, проведенного исследователями Profi Online Research, было выяснить, как часто российская молодежь пользуется жевательной резинкой и каким маркам отдает предпочтение. Опрос охватил 1400 молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет, проживающих в российских городах-миллионниках. Основное внимание уделялось оценке уровня знания марок, предпочтениям аудитории и влиянию цены на выбор респондентами продукта того или иного бренда. В ходе исследования выяснилось, что 86% российской молодежи в своей повседневной жизни не может обойтись без жевательной резинки. Причем чуть более половины респондентов смогли определить для себя круг брендов, которым они отдают предпочтение. Доля консерваторов, постоянно покупающих одну и ту же марку жвачки, составляет 35%. Новаторов, готовых постоянно экспериментировать, — 8%. А 86% отдают предпочтение одной или нескольким маркам. Таким образом, марка остается существенным фактором, который влияет на выбор покупателя.
В исследовании респондентам предлагалось определить несколько факторов, оказывающих влияние на решение купить жвачку той или иной фирмы. Порядка 75% от их общего числа отметили, что жвачка в первую очередь должна хорошо освежать дыхание. На длительность сохранения жевательных свойств и вкуса указали 62% опрошенных, а 14% молодых россиян ориентируются на имидж марки. В зависимости от частоты потребления данного продукта среди молодежи, исследователями выделено несколько основных групп: 2 раза в день и чаще жвачкой пользуются 42% опрошенных, раз в день — 23%, а чуть более 20% молодежи жует резинку несколько раз в неделю. Можно сделать вывод, что ежедневная аудитория потребителей жевательной резинки достигает 65% от всей российской молодежи, причем 13% признались в том, что практически не расстаются с ней в течение дня. Брендами-лидерами являются Orbit и Dirol.
Одежда:
ПАДЕНИЕ БРЕНДОВЫХ ПРОДАЖ
Объем одежного рынка в России стремительно сокращается. По оценкам экспертов, падение продаж весенне-летней коллекции составит в среднем 20-40%.
Сокращение продаж одежды у ритейлеров началось еще осенью 2008 года. Так, в октябре-ноябре продажи упали на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, в декабре — уже на 40%. «Такая динамика продолжилась и в январе», — отметила генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова.
По ее словам, в наиболее сложной ситуации оказались продавцы европейских марок — им очень сложно планировать бизнес из-за роста доллара и евро. «Никто не знает, на сколько еще может вырасти курс и как долго продлится падение продаж», — говорит она.
По словам представителя компании «Мэлон Фэшн Групп» Ирины Староверовой (befree, Zarina), банки не кредитуют продавцов одежды и сети-франчайзи западных марок, работающие на полной предоплате, не могут оплатить новые коллекции. Кроме того, из-за снижения продаж остро стоит вопрос с арендными платежами.
Многие региональные франчайзинговые сети, работающие с московскими и петербургскими производителями, не могут выкупить уже заказанные коллекции весны-лета. В результате некоторые из них вынуждены закрывать магазины.
Так, по словам участников рынка, петербургский производитель женской одежды OGGI уже начал открывать в регионах собственные магазины на местах своих франчайзинговых партнеров. Некоторые производители начали отгружать региональным партнерам коллекции в долг.
По мнению экспертов, падение продаж в 2009 году составит 50%. Причем пострадают в основном крупные сети c известными брендами. Оправдаются ли эти прогнозы, будет зависеть от мировой экономики, цен на нефть и позиции рубля.
Яблоки:
ОЧЕРЕДЬ ЗА ПОЛЬШЕЙ
Поставки польских яблок в Россию увеличиваются. Несмотря на финансовый кризис, цены на яблоки на российском рынке держатся на высоком уровне. Минимальная стоимость килограмма яблок в Москве начинается с отметки 0,75 евро.
Эксперты утверждают, что спрос России на польские яблоки будет расти, поскольку традиционно в начале года в стране заканчиваются запасы отечественных яблок.
Ритейл:
ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ
16% составил в 2008 году рост российского рынка продуктового ритейла в рублях, по оценке «Ренессанс Капитала». Это на восемь процентных пунктов меньше, чем в предыдущем. При этом, согласно данным Nielsen, потребители теперь отказываются от покупки товаров отдельных категорий. Так, 10% опрошенных перестали покупать торты и пирожные, 8% респондентов отказались от мяса и столько же от водки.
- Число просмотров: 1532
Еще статьи в этой рубрике
- Цены производителей упадут
- Сети предложат проднаборы
- Еще полгода под видом молока
- Павильоны оставят в покое еще на пять лет
- Антикризисная ярмарка накануне дачного сезона
- По следу контрабандистов. Оперативная таможня
- Торговые тенденции, начало марта, 2009
- Столкновение автомобилей и интересов
- Рынок труда. Ликбез для работодателей