Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Торговые тенденции

Торговые тенденции, начало марта, 2009

Рынок хлебобулочных изделий в последние десять лет усыхал на 2-4% в год. Развивать бизнес работающим в отрасли компаниям приходилось за счет расширения ассортимента

 

Хлеб:

УСЫХАЮЩИЙ РЫНОК НАБЕРЕТ ОБОРОТЫ

100 кг хлеба в год потребляет среднестатистический россиянин. Для Москвы этот показатель составляет 70-90 кг в год, в некоторых российских регионах россияне потребляют 260 кг хлеба на душу. В европейских странах уровень потребления хлеба — 70–80 кг на душу населения в год. Группа хлебных продуктов занимает почти 20% потребительской корзины россиянина.

Однако рынок хлебобулочных изделий в последние десять лет усыхал на 2-4% в год. Развивать бизнес работающим в отрасли компаниям приходилось за счет расширения ассортимента, выпуска более дорогих продуктов (булок с начинкой, рулетов) и снижения себестоимости — главным образом благодаря освоению новых технологий и закупке нового оборудования.

Основной причиной сокращения рынка эксперты называли изменение демографической ситуации — снижении численности населения. Затем исследователи рынка говорили об увеличении роста доходов населения, что обуславливало сокращение не только потребления хлебобулочных изделий, но и приобретение муки в розничной торговле для изготовления домашней выпечки.  Однако, как утверждают эксперты, в этом году ситуация существенно изменится.

Подавляющее большинство игроков на рынке хлебобулочных изделий — локальные и региональные компании. Большинство «пекарей» кредиты на развитие не брали, а падение спроса теперь им не грозит, так как при снижении уровня доходов населения потребление хлебобулочных изделий и муки увеличивается. Хлебозаводам, возможно, лишь придется отказаться от выпуска некоторых позиций, в частности дорогой, десертной продукции.

Сейчас главная угроза для «хлебопеков», как утверждают эксперты, не падение спроса и не кредиторы, а ФАС. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, его ведомство уже начало проверку российских хлебозаводов в связи с высокими ценами на хлеб, ведь цены на зерно в прошлом году упали почти в два раза, а цены на хлеб до сих пор только растут.

Что касается рынка муки, то наиболее крупными регионами-потребителями зерна (пшеница и рожь) на производство муки являются Алтайский край, московский регион (Москва и Московская область) и Челябинская область.

Потребность отечественного рынка в муке удовлетворяется за счет собственного производства, при этом Россия обладает хорошей сырьевой базой для производства пшеничной и ржаной муки, да и мощности имеются. В 2006 году средняя загрузка производственных мощностей составляла около 40%, в 2008-м российские индустриальные мельницы были загружены на 50%.

Согласно зарубежной практике, оптимальной является загрузка 70-75%. Вместе с тем на российском рынке есть примеры работы с загрузкой мощностей до 100%, однако это характерно для крупнейших предприятий отрасли.

Экспорт пшеничной муки в последние два года стабилизировался на уровне порядка 0,2 млн т.  Экспорт муки из России за период 2007-2008 гг.  составил более 350 тыс. тонн, что представляет собой 4% от общего производства в стране.

Ежегодный экспорт российской пшеничной муки составляет около 200 тыс. тонн в год. Основные поставки отечественных производителей осуществляются в Монголию, Таджикистан, Афганистан, Туркмению, Северную Корею, а также страны Закавказья и в Украину. В зарубежные страны чаще всего экспортируется мука первого и второго сорта.

Жевательная резинка

86% российской молодежи жуют

Задачей опроса, проведенного исследователями Profi Online Research, было выяснить, как часто российская молодежь пользуется жевательной резинкой и каким маркам отдает предпочтение. Опрос охватил 1400 молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет, проживающих в российских городах-миллионниках.   Основное внимание уделялось оценке уровня знания марок, предпочтениям аудитории и влиянию цены на выбор респондентами продукта того или иного бренда. В ходе исследования выяснилось, что 86% российской молодежи в своей повседневной жизни не может обойтись без жевательной резинки. Причем чуть более половины респондентов смогли определить для себя круг брендов, которым они отдают предпочтение. Доля консерваторов, постоянно покупающих одну и ту же марку жвачки, составляет 35%. Новаторов, готовых постоянно экспериментировать, — 8%. А 86% отдают предпочтение одной или нескольким маркам. Таким образом, марка остается существенным фактором, который влияет на выбор покупателя.

В исследовании респондентам предлагалось определить несколько факторов, оказывающих влияние на решение купить жвачку той или иной фирмы. Порядка 75% от их общего числа отметили, что жвачка в первую очередь должна хорошо освежать дыхание. На длительность сохранения жевательных свойств и вкуса указали 62% опрошенных, а 14% молодых россиян ориентируются на имидж марки. В зависимости от частоты потребления данного продукта среди молодежи, исследователями выделено несколько основных групп: 2 раза в день и чаще жвачкой пользуются 42% опрошенных, раз в день — 23%, а чуть более 20% молодежи жует резинку несколько раз в неделю. Можно сделать вывод, что ежедневная аудитория потребителей жевательной резинки достигает 65% от всей российской молодежи, причем 13% признались в том, что практически не расстаются с ней в течение дня. Брендами-лидерами являются Orbit и Dirol.

Одежда:

ПАДЕНИЕ БРЕНДОВЫХ ПРОДАЖ

Объем одежного рынка в России стремительно сокращается. По оценкам экспертов, падение продаж весенне-летней коллекции составит в среднем 20-40%.

Сокращение продаж одежды у ритейлеров началось еще осенью 2008 года. Так, в октябре-ноябре продажи упали на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, в декабре — уже на 40%. «Такая динамика продолжилась и в январе», — отметила генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова.

По ее словам, в наиболее сложной ситуации оказались продавцы европейских марок — им очень сложно планировать бизнес из-за роста доллара и евро. «Никто не знает, на сколько еще может вырасти курс и как долго продлится падение продаж», — говорит она.

По словам представителя компании «Мэлон Фэшн Групп» Ирины Староверовой (befree, Zarina), банки не кредитуют продавцов одежды и сети-франчайзи западных марок, работающие на полной предоплате, не могут оплатить новые коллекции. Кроме того, из-за снижения продаж остро стоит вопрос с арендными платежами.

Многие региональные франчайзинговые сети, работающие с московскими и петербургскими производителями, не могут выкупить уже заказанные коллекции весны-лета. В результате некоторые из них вынуждены закрывать магазины.

Так, по словам участников рынка, петербургский производитель женской одежды OGGI уже начал открывать в регионах собственные магазины на местах своих франчайзинговых партнеров. Некоторые производители начали отгружать региональным партнерам коллекции в долг.

По мнению экспертов, падение продаж в 2009 году составит 50%. Причем пострадают в основном крупные сети c известными брендами. Оправдаются ли эти прогнозы, будет зависеть от мировой экономики, цен на нефть и позиции рубля.

Яблоки:

ОЧЕРЕДЬ ЗА ПОЛЬШЕЙ

Поставки польских яблок в Россию увеличиваются.  Несмотря на финансовый кризис, цены на яблоки на российском рынке держатся на высоком уровне.  Минимальная стоимость килограмма яблок в Москве начинается с отметки 0,75 евро.

Эксперты утверждают, что спрос России на польские яблоки будет расти, поскольку традиционно в начале года в стране заканчиваются запасы отечественных яблок.

Ритейл:

ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ

16% составил в 2008 году рост российского рынка продуктового ритейла в рублях, по оценке «Ренессанс Капитала». Это на восемь процентных пунктов меньше, чем в предыдущем. При этом, согласно данным Nielsen, потребители теперь отказываются от покупки товаров отдельных категорий. Так, 10% опрошенных перестали покупать торты и пирожные, 8% респондентов отказались от мяса и столько же от водки.

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 4 (276) от 06.03.2009


  • Число просмотров: 1532

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть