Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Товары и цены

Кризис. Цены падают. Только не в России

В разгар финансового кризиса доходы у многих уменьшаются, а значит, снижается и покупательная способность. Если верить простой экономической формуле, снижение спроса должно приводить к падению потребительских цен. Это, собственно, и происходит в западных странах и особенно заметно в США. А российского рынка это почему-то практически не касается...

 

  

Россия довольно продолжительное время переживала период бурного подъема потребительских цен, который объяснялся ростом мировых цен на нефть, газ и продовольствие, а также небывалым покупательским ажиотажем. Однако сейчас все экономические факторы обратились против инфляции — нефть подешевела в 2,5 раза, урожаи рекордные, спрос из-за финансовых неурядиц падает. По идее, цены должны пойти вниз. На Западе именно так и происходит. По данным федерального департамента труда США, в октябре индекс потребительских цен в стране снизился на 1%. Это рекордное падение с 1947 года. Американские компании вынуждены снижать цены в попытке стимулировать спрос. Общее снижение продаж в США в октябре составило 2,8%, и, чтобы не работать себе в убыток, лучше продать дешевле, чем не продать вообще.

В России же рост потребительских цен по итогам 2008 года составил 13,3% по сравнению с 11,9% в 2007 году. По мнению экспертов, отечественный бизнес еще не привык к рыночным условиям и предпочитает придержать товар, чем продавать его дешевле.

— Затоваривание — это для нас что-то новое. Внутренний спрос долгое время был драйвером роста цен, и наши продавцы привыкли, что цены можно только повышать, а снижать их необязательно, — говорит эксперт Международного института экономики и финансов Евгений Надоршин.

Между тем цены производителей промышленной продукции уже и в России идут вниз. В сентябре снижение составило 5%, а в октябре — 6,6%. Это максимальное месячное падение за всю современную российскую историю. Однако на уровне потребительского рынка это практически никак не проявляется.

Особенно интересна картина на рынке автомобильного топлива. С момента июльского рекорда в 147 долларов за баррель стоимость «черного золота» на мировых рынках снизилась в два с половиной раза. Внутренние цены на нефть в России с августа снизились на 42,5%, цены производителей бензина за сентябрь — октябрь упали на 12,8%, а вот розничные цены на бензин за эти же два месяца снизились всего на 3,7%, плюс за первые две недели ноября еще на 3,2%.

При этом снижению способствовали не только экономические факторы, но и административные. В октябре президент России потребовал выяснить, почему в стране такие высокие цены на бензин, тогда как нефть упала почти в два раза, нет ли тут сговора. Федеральная антимонопольная служба предложила крупнейшим нефтяным компаниям снизить оптовые и розничные цены на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. Реакция последовала «бурная» — на АЗС топливо подешевело в среднем на 1 руб. В это же самое время в США, без каких-либо предписаний сверху, стоимость автомобильного топлива упала почти вдвое ниже уровня июля нынешнего года.

Заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов считает, что быстрое снижение цен в США объясняется тем, что там значительно лучше развита конкуренция, в то время как у нас компаний мало, а поставки на региональный рынок почти монопольные.

Если дорогой бензин волнует, главным образом, автовладельцев, то рост цен на хлеб — всех, и в первую очередь малоимущую часть населения. В этом году в России был собран рекордный за все последние годы урожай зерновых. Однако это, даже на фоне снижения мировых цен на зерно, не сделает хлеб в наших магазинах дешевле. «Цены на хлеб будут стабильными — без роста, но и без падения», — заявил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Мало того, он считает, что в 2009 году из-за роста тарифов цены на продукт номер один могут и увеличиться.

Заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин видит корень подобных проблем в том, что наша экономика является рыночной лишь формально.

— Адекватная динамика цен возможна, лишь когда у нас будет демонополизированная экономика, — заявил эксперт. — Если взять стоимость хлеба, то между ним и зерном стоит множество посредников, которые накручивают цену.

По словам ученого, конкурентная борьба у нас тоже носит специфический характер — побеждает в ней не тот, кто вводит новые технологии, сокращает затраты, а тот, кто находится ближе к власти.

— Я уверен, что сейчас многие оптовые и розничные компании сталкиваются с затовариванием, но некоторые из них вместо того, чтобы снижать цены, наоборот, их повышают, дабы увеличить норму прибыли и компенсировать снижение объемов продаж, — оценивает происходящее Евгений Надоршин. — Но все это временно и долго продолжаться не может. Если у вас избыток предложения, он все равно заставит снижать цены. В противном случае вы будете нести убытки из-за хранения товара или его порчи.

Заметим, что в стране уже стала практиковаться неофициальная форма снижения цены в виде скидки. По данным исследования компании Penny Lane Realty, сегодня каждая третья сделка на рынке столичном недвижимости заключается именно таким образом. Средний размер дисконта — от 7 до 10%, а в отдельных случаях достигает 15-20%. То же самое происходит и в сфере туризма — многие компании предоставляют скидки в размере 20-30% или дополнительные бонусы. Может, не за горами время, когда цены пойдут вниз и вполне официально.

По материалам "Новых известий"

"Капитал", иркутский торговый журнал № 1 (273) от 23.01.2009


  • Число просмотров: 1541

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть