Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, первая половина ноября, 2008
Рост цен на товары повседневного спроса заставил россиян всерьез задуматься о том, как и на что они тратят свои семейные бюджеты.
Семейный бюджет:
СМЕНА ПОКУПАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ
Рост цен на товары повседневного спроса заставил россиян всерьез задуматься о том, как и на что они тратят свои семейные бюджеты.
Практичный подход покупателей к наполнению своей потребительской корзины ударил по целому ряду базовых категорий каждодневного потребления, особенно по молочным продуктам. Однако этот тренд пока не распространяется на «сладкое» и «горькое», даже в неспокойные времена финансовых штормов россияне не могут отказать себе в удовольствии покупать премиальные чай, кондитерские изделия или алкоголь.
В ходе масштабного исследования FMCG-рынка, проведенного компанией Nielsen в городах России с населением свыше 10 тысяч человек за период с середины 2007 года по середину 2008 года, были изучены розничные продажи в ключевых сегментах рынка товаров повседневного спроса, включая упакованные продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, сигареты, корма для животных, бытовую химию, средства персонального ухода.
Самым быстрорастущим сегментом стал рынок кормов для животных (+33% в стоимостном выражении). Рынок упакованных продовольственных товаров — самый крупный сегмент, на который приходится свыше 60% продаж товаров повседневного спроса, — вырос на 17%. Прирост во втором по объемам сегменте — сигаретах — составил 10%.
«Россия по-прежнему является одной из самых быстрорастущих экономик мира, и рост потребления является важным стимулом для развития национальной экономики. В 2008 году только на товары повседневного спроса — продукты питания, напитки, бытовую химию, средства персонального ухода, сигареты и корма для животных — россияне потратили на 15% больше», — говорит Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе.
Лишь в пяти из 15 самых быстрорастущих категорий рынка упакованных продуктов питания, продажи которых выросли на 17% (без учета напитков), прирост категории в стоимостном выражении вызван инфляцией. И все они относятся к молочному сегменту: творог, плавленый сыр, масло и маргарин, молоко, сливки.
Рынок свежих молочных продуктов больше других сегментов продовольственного рынка пострадал от роста цен. Инфляция только подстегнула долговременную тенденцию на сокращение потребления молочных продуктов в России. В стоимостном выражении сегмент вырос на 18%, в то время как продажи в натуральном выражении «просели» на 8%. И снижение объемов в натуральном выражении наблюдается практически во всех категориях. Исключением стали лишь питьевые йогурты, продажи сохранили положительную динамику в натуральном выражении, а в стоимостном выражении выросли на 30%. Здесь правили бал те бренды, которым удалось оседлать потребительский тренд на здоровое питание и уход за собой.
Хлеб:
НЕНУЖНЫЙ РЕКОРД
Проблемы в российском аграрном секторе, как ни странно, породит рекордный за 15-летие урожай зерна (порядка 110 млн тонн), считают в Российском зерновом союзе. Его президент Аркадий Злочевский предсказывает 30% хлебную инфляцию до конца года — и это несмотря на урожайные рекорды.
«Урожай большой, но он некстати, — объясняет Злочевский. — Не лег на экономическую конъюнктуру и породил огромное количество проблем. Чтобы платить по кредитам, крестьянам приходится сбрасывать на рынок «рекордное» зерно по дешевке. Цена производителя на зерновые за последнее время обвалились более чем в два раза. Нечем расплачиваться с банками и торговым сетям, из-за чего они стали не только меньше покупать хлеб, но и за приобретаемый расплачиваться неохотно. Срок задержки по платежам еще недавно был 30 дней, сейчас — 90. Производители сидят без денег и рискуют вовсе остаться с носом — идет волна банкротств торговых сетей».
И это не единственный удар по сельскому хозяйству, которое в рамках аграрного нацпроекта начало было отстраиваться при поддержке государства (оно субсидировало процентные ставки по взятым кредитам). Однако возможность финансировать уже начатые стройки иссякла — и они встали по всей стране.
«Требуется подушка от государства, чтобы перекредитовать обязательства по существующим стройкам, — говорит Злочевский. — Иначе аграрная программа встанет. Нужно перекредитовать порядка 900 млрд».
Будут проблемы и с излишками зерна — съесть страна сможет только 72 млн тонн зерна, 30 млн будут «лишними», а на то, чтобы вывезти всю эту массу за рубеж, наша инфраструктура просто не рассчитана. Да и не нужно столько зерна за рубежом. В результате, как предсказывают в Зерновом союзе, крестьяне, которым будет некуда девать зерно, скормят его скотине себе в убыток.
Конечно, обрадуются животноводы, и в результате может подешеветь мясо — а вот качество его ухудшится, так как животноводы начнут закладывать в корма больше зерновых и меньше дорогого белка.
Книги:
РОСТ РЫНКА ВЫЗВАН ПОДОРОЖАНИЕМ
Тиражи издаваемых в стране книг падают, количество наименований растет. При этом рынок увеличивается ежегодно на 15%, свидетельствуют последние исследования. Однако это увеличение — результат постоянного удорожания книжной продукции. Больше всего денег россияне расходуют на гламурное чтиво.
Последнее исследование социологической компании «Башкирова и партнеры» показало: подавляющее большинство россиян (94%) еще читают разного рода литературу. Однако развитие компьютерных технологий сделало свое дело: 14% опрошенных полагают, что в будущем электронные книги полностью вытеснят печатные.
А пока этого не произошло, люди ходят в книжные магазины. Благо есть что выбрать: по подсчетам специалистов, ассортимент там увеличился на 25% в сравнении с 80-ми годами прошлого века. Происходит это благодаря гламурному чтиву, эзотерике и бизнес-литературе, спрос на которые за последние годы значительно возрос. Об этом свидетельствует, в частности, отчет Российской книжной палаты (РКП) за первое полугодие 2008 года.
Специалисты из РКП констатируют: среди тиражных групп вне конкуренции издания массового спроса — произведения развлекательных жанров, выпущенные тиражом от 10 до 50 тыс. экземпляров. Они дают 37,4% всех тиражей, хотя по количеству названий их доля составляет всего 9,4% в общей массе изданий.
В лидерах книгоиздания Москвы. За полгода в столице было выпущено 34 тыс. 768 названий книг и брошюр тиражом 282 млн экземпляров.
В первой тройке читательских предпочтений — Дарья Донцова, Татьяна Устинова и Иоанна Хмелевская. Каким-то чудом в этот рейтинг на 18-ю позицию попали произведения Федора Достоевского. За полугодие в стране издано 35 книг классика тиражом в 244 тыс. экземпляров.
Эксперты констатируют: лучше всего продаются дешевые издания без каких-либо полиграфических изысков.
Лекарства:
ЕСТЬ ФАЛЬШИВКИ
Большинство лекарств, выпускаемых в России, производятся на основе импортных субстанций. Именно в этой сфере специалисты Росздравнадзора обнаружили множество серьезных нарушений, сообщили в ведомстве.
Так, в этом году в результате проверок изъято из обращения 162 серии фармацевтических субстанций и 1037 серий готовых лекарств, сделанных из этих субстанций и широко используемых в России. Среди субстанций обнаружены такие, как ранитидин (для лечения желудка), метронидазол (противовирусное), глицин (антистрессовое), желчь медицинская. Например, эксперты обнаружили субстанции и лекарства «метронидазол», обозначенные как китайского производства, в то время как данная фирма уже четыре года их не выпускает.
«Правительство РФ принимает серьезные меры по защите граждан страны от недоброкачественных и фальсифицированных лекарств: принято решение о создании сети контрольных лабораторий, ведется работа по усилению наказания за производство и распространение подделок, интенсивно развивается международное сотрудничество», — заявил глава Росздравнадзора Николай Юргель.
Он отметил, что ведомство «готово к открытому диалогу с представителями фармсообщества и обсуждению рациональных предложений по снижению административных барьеров и созданию оптимальных условий для ведения честного бизнеса».
При этом г-н Юргель предупредил, что «с дельцами от фармации, пытающимися ради прибыли поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, мы будем вести беспощадную войну».
ВЫСОКОКАЛОРИЙНЫЙ ПОПУЛЯРНЕЕ
Исследовательский холдинг Ромир совместно с компанией «Солнечные продукты» изучил покупательское и потребительское поведение российских горожан при выборе майонеза.
Исследование проводилось в третьем квартале 2008 года методом формализованного интервью по месту жительства респондентов. Всего опрошено 2250 потребителей майонеза в возрасте от 25 до 55 лет, проживающих в крупных городах России.
Горожане утверждают, что приобретают этот продукт в среднем раз в две недели, а употребляют в пищу примерно раз в два дня.
Большинство респондентов (80%) говорят, что покупают обычно высококалорийный майонез, при этом 37% согласны с тем, что легкий майонез полезнее для здоровья. Примерно одна пятая (18%) опрошенных, чаще это женщины, приобретают, как правило, низкокалорийный майонез.
Чаще потребители используют майонез как заправку для салата, добавку к уже готовым горячим блюдам, применяют при запекании или жарке блюд.
При выборе майонеза российские потребители обращают внимание на его свойства (цвет, вкус, жирность), цену и упаковку (удобство использования и экономичность). И гораздо в меньшей степени ориентируются на рекомендации друзей, знакомых, родственников.
- Число просмотров: 1702
Еще статьи в этой рубрике
- Шопоголики виноваты
- Путина просят отдать шампанское
- Подозрения не сняты
- В Иркутске рушат рекламу
- «Минималка» на водку
- Русские улитки ползут в Европу
- Ноутбук страшнее кризиса
- Торговые тенденции, первая половина ноября, 2008
- Делопроизводство. В чем сила документа?
- Товароведческая экспертиза. Независимый взгляд
- Все о контрольно- кассовой технике