Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Перестройка бизнеса

ЕСТЬ ЛИ НАДЕЖДА У ОБЩЕПИТА

ВЫХОД НА ДОПАНДЕМИЙНЫЙ УРОВЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 22 августа
Законотворчество
НОВЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
Налоги
УДАЛЕНЩИКИ БУДУТ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Федеральная Пассажирская Компания

Тракстоп

Дезирс

Архив журнала «Капитал»

Торговые тенденции

Торговые тенденции, первая половина ноября, 2008

Рост цен на товары повседневного спроса заставил россиян всерьез задуматься о том, как и на что они тратят свои семейные бюджеты.

Семейный бюджет:

СМЕНА ПОКУПАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ

Рост цен на товары повседневного спроса заставил россиян всерьез задуматься о том, как и на что они тратят свои семейные бюджеты.

Практичный подход покупателей к наполнению своей потребительской корзины ударил по целому ряду базовых категорий каждодневного потребления, особенно по молочным продуктам. Однако этот тренд пока не распространяется на «сладкое» и «горькое», даже в неспокойные времена финансовых штормов россияне не могут отказать себе в удовольствии покупать премиальные чай, кондитерские изделия или алкоголь.

В ходе масштабного исследования FMCG-рынка, проведенного компанией Nielsen в городах России с населением свыше 10 тысяч человек за период с середины 2007 года по середину 2008 года, были изучены розничные продажи в ключевых сегментах рынка товаров повседневного спроса, включая упакованные продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, сигареты, корма для животных, бытовую химию, средства персонального ухода.

Самым быстрорастущим сегментом стал рынок кормов для животных (+33% в стоимостном выражении). Рынок упакованных продовольственных товаров — самый крупный сегмент, на который приходится свыше 60% продаж товаров повседневного спроса, — вырос на 17%. Прирост во втором по объемам сегменте — сигаретах — составил 10%.

«Россия по-прежнему является одной из самых быстрорастущих экономик мира, и рост потребления является важным стимулом для развития национальной экономики. В 2008 году только на товары повседневного спроса — продукты питания, напитки, бытовую химию, средства персонального ухода, сигареты и корма для животных — россияне потратили на 15% больше», — говорит Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе.

Лишь в пяти из 15 самых быстрорастущих категорий рынка упакованных продуктов питания, продажи которых выросли на 17% (без учета напитков), прирост категории в стоимостном выражении вызван инфляцией. И все они относятся к молочному сегменту: творог, плавленый сыр, масло и маргарин, молоко, сливки.

Рынок свежих молочных продуктов больше других сегментов продовольственного рынка пострадал от роста цен. Инфляция только подстегнула долговременную тенденцию на сокращение потребления молочных продуктов в России. В стоимостном выражении сегмент вырос на 18%, в то время как продажи в натуральном выражении «просели» на 8%. И снижение объемов в натуральном выражении наблюдается практически во всех категориях. Исключением стали лишь питьевые йогурты, продажи сохранили положительную динамику в натуральном выражении, а в стоимостном выражении выросли на 30%. Здесь правили бал те бренды, которым удалось оседлать потребительский тренд на здоровое питание и уход за собой.

Хлеб:

НЕНУЖНЫЙ РЕКОРД

Проблемы в российском аграрном секторе, как ни странно, породит рекордный за 15-летие урожай зерна (порядка 110 млн тонн), считают в Российском зерновом союзе. Его президент Аркадий Злочевский предсказывает 30% хлебную инфляцию до конца года — и это несмотря на урожайные рекорды.

«Урожай большой, но он некстати, — объясняет Злочевский. — Не лег на экономическую конъюнктуру и породил огромное количество проблем. Чтобы платить по кредитам, крестьянам приходится сбрасывать на рынок «рекордное» зерно по дешевке. Цена производителя на зерновые за последнее время обвалились более чем в два раза. Нечем расплачиваться с банками и торговым сетям, из-за чего они стали не только меньше покупать хлеб, но и за приобретаемый расплачиваться неохотно. Срок задержки по платежам еще недавно был 30 дней, сейчас — 90. Производители сидят без денег и рискуют вовсе остаться с носом — идет волна банкротств торговых сетей».

И это не единственный удар по сельскому хозяйству, которое в рамках аграрного нацпроекта начало было отстраиваться при поддержке государства (оно субсидировало процентные ставки по взятым кредитам). Однако возможность финансировать уже начатые стройки иссякла — и они встали по всей стране.

«Требуется подушка от государства, чтобы перекредитовать обязательства по существующим стройкам, — говорит Злочевский. — Иначе аграрная программа встанет. Нужно перекредитовать порядка 900 млрд».

Будут проблемы и с излишками зерна — съесть страна сможет только 72 млн тонн зерна, 30 млн будут «лишними», а на то, чтобы вывезти всю эту массу за рубеж, наша инфраструктура просто не рассчитана. Да и не нужно столько зерна за рубежом. В результате, как предсказывают в Зерновом союзе, крестьяне, которым будет некуда девать зерно, скормят его скотине себе в убыток.

Конечно, обрадуются животноводы, и в результате может подешеветь мясо — а вот качество его ухудшится, так как животноводы начнут закладывать в корма больше зерновых и меньше дорогого белка.

Книги:

РОСТ РЫНКА ВЫЗВАН ПОДОРОЖАНИЕМ

Тиражи издаваемых в стране книг падают, количество наименований растет. При этом рынок увеличивается ежегодно на 15%, свидетельствуют последние исследования. Однако это увеличение — результат постоянного удорожания книжной продукции. Больше всего денег россияне расходуют на гламурное чтиво.

Последнее исследование социологической компании «Башкирова и партнеры» показало: подавляющее большинство россиян (94%) еще читают разного рода литературу. Однако развитие компьютерных технологий сделало свое дело: 14% опрошенных полагают, что в будущем электронные книги полностью вытеснят печатные.

А пока этого не произошло, люди ходят в книжные магазины. Благо есть что выбрать: по подсчетам специалистов, ассортимент там увеличился на 25% в сравнении с 80-ми годами прошлого века. Происходит это благодаря гламурному чтиву, эзотерике и бизнес-литературе, спрос на которые за последние годы значительно возрос. Об этом свидетельствует, в частности, отчет Российской книжной палаты (РКП) за первое полугодие 2008 года.

Специалисты из РКП констатируют: среди тиражных групп вне конкуренции издания массового спроса — произведения развлекательных жанров, выпущенные тиражом от 10 до 50 тыс. экземпляров. Они дают 37,4% всех тиражей, хотя по количеству названий их доля составляет всего 9,4% в общей массе изданий.

В лидерах книгоиздания Москвы. За полгода в столице было выпущено 34 тыс. 768 названий книг и брошюр тиражом 282 млн экземпляров.

В первой тройке читательских предпочтений — Дарья Донцова, Татьяна Устинова и Иоанна Хмелевская. Каким-то чудом в этот рейтинг на 18-ю позицию попали произведения Федора Достоевского. За полугодие в стране издано 35 книг классика тиражом в 244 тыс. экземпляров.

Эксперты констатируют: лучше всего продаются дешевые издания без каких-либо полиграфических изысков.

Лекарства:

ЕСТЬ ФАЛЬШИВКИ

Большинство лекарств, выпускаемых в России, производятся на основе импортных субстанций. Именно в этой сфере специалисты Росздравнадзора обнаружили множество серьезных нарушений, сообщили в ведомстве.

Так, в этом году в результате проверок изъято из обращения 162 серии фармацевтических субстанций и 1037 серий готовых лекарств, сделанных из этих субстанций и широко используемых в России. Среди субстанций обнаружены такие, как ранитидин (для лечения желудка), метронидазол (противовирусное), глицин (антистрессовое), желчь медицинская. Например, эксперты обнаружили субстанции и лекарства «метронидазол», обозначенные как китайского производства, в то время как данная фирма уже четыре года их не выпускает.

«Правительство РФ принимает серьезные меры по защите граждан страны от недоброкачественных и фальсифицированных лекарств: принято решение о создании сети контрольных лабораторий, ведется работа по усилению наказания за производство и распространение подделок, интенсивно развивается международное сотрудничество», — заявил глава Росздравнадзора Николай Юргель.

Он отметил, что ведомство «готово к открытому диалогу с представителями фармсообщества и обсуждению рациональных предложений по снижению административных барьеров и созданию оптимальных условий для ведения честного бизнеса».

При этом г-н Юргель предупредил, что «с дельцами от фармации, пытающимися ради прибыли поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, мы будем вести беспощадную войну».

Майонез:

ВЫСОКОКАЛОРИЙНЫЙ ПОПУЛЯРНЕЕ

Исследовательский холдинг Ромир совместно с компанией «Солнечные продукты» изучил покупательское и потребительское поведение российских горожан при выборе майонеза.

Исследование проводилось в третьем квартале 2008 года методом формализованного интервью по месту жительства респондентов. Всего опрошено 2250 потребителей майонеза в возрасте от 25 до 55 лет, проживающих в крупных городах России.

Горожане утверждают, что приобретают этот продукт в среднем раз в две недели, а употребляют в пищу примерно раз в два дня.

Большинство респондентов (80%) говорят, что покупают обычно высококалорийный майонез, при этом 37% согласны с тем, что легкий майонез полезнее для здоровья. Примерно одна пятая (18%) опрошенных, чаще это женщины, приобретают, как правило, низкокалорийный майонез.

Чаще потребители используют майонез как заправку для салата, добавку к уже готовым горячим блюдам, применяют при запекании или жарке блюд.

При выборе майонеза российские потребители обращают внимание на его свойства (цвет, вкус, жирность), цену и упаковку (удобство использования и экономичность). И гораздо в меньшей степени ориентируются на рекомендации друзей, знакомых, родственников.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 22 (270) от 14.11.2008


  • Число просмотров: 1393

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

СибЭкспоЦентр

Офис-заказ

Домстрой

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть