Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, вторая половина сентября, 2008
Сегодня в торговых тенденциях вы узнаете об основных сегментах рынка замороженных овощей и фруктов, о полезных привычках россиян, а также о том, какие контракты разрешено заключать Роспочте.
Заморозка: фрукты догоняют
Рынок замороженных овощей и фруктов делится на два основных сегмента — замороженные овощи (включая картофель и грибы) и замороженные фрукты (включая ягоды). На протяжении последних четырех лет в структуре рынка доминируют замороженные овощи, но с каждым годом они теряют свои позиции — перераспределение долей объясняется более быстрыми темпами роста объема рынка замороженных фруктов — в 2007 году он увеличился на 29,4% в натуральном выражении, в то время как объем рынка замороженных овощей — на 17,6%.
РОСТ ОБЪЕМА |
|
рынка заморозки в России, |
|
Фрукты |
+29,4 |
Овощи |
+17,6 |
Источник: «Экспресс-Обзор» |
Объем рынка замороженных овощей и фруктов, по оценке «Экспресс-Обзора», в 2007 году составил 214 тыс. тонн. На протяжении последних четырех лет рынок рос достаточно активно. Увеличение рынка в стоимостном выражении происходило быстрее, чем в натуральном. Это вызвано как сезонными, так и структурными причинами. Небольшой по сравнению с предыдущими годами урожай 2007 года существенно повлиял на текущую ситуацию с ценами. Усугубляют положение растущие цены на логистические услуги и падающий курс доллара.
Мнения экспертов относительно динамики объема рынка замороженных овощей и фруктов сходятся в том, что, несмотря на перспективность рынка, темпы его роста будут постепенно замедляться. При этом развитие рынка будет происходить за счет регионов. По оценке «Экспресс-Обзора», по итогам 2009 года продажи замороженных овощей и фруктов увеличатся на 15% в натуральном выражении.
Одним из главных факторов, стимулирующих увеличение рынка, является рост потребительского спроса, вызванный ускорением образа жизни, повышением уровня занятости и среднего дохода россиян. Важнейшими условиями роста рынка является устранение отечественными компаниями дефицита сырьевой базы, а также ввод современных технологий для очистки и заморозки продукции. Стоит также отметить, что рынок замороженных овощей и фруктов характеризуется ярко выраженной сезонностью — рынок заморозки сильно падает в период летних и осенних месяцев, когда активно потребляются свежие овощи, фрукты и происходит сбор нового урожая.
Импортная продукция занимает значительную долю в общем объеме рынка — порядка 80%. Доминируют польские производители, при этом абсолютный лидер рынка — Hortex. Можно также выделить Hortino, Fritar и др.
Помимо польских производителей свою продукцию в России продают голландские (Aviko BV, Farm Frites BV), французские (Bonduelle), бельгийские, венгерские компании. При этом Hortex строит завод мощностью 25 тыс. тонн замороженной продукции в год на территории России в Воронежской области.
Несмотря на то что доля Hortex на отечественном рынке составляет 50-60%, собственного производства в России у компании до сих пор не было. Строительство завода — давно ожидаемый шаг со стороны Hortex. Уже сейчас компании приходится конкурировать не только с иностранными и российскими брендами, но и с privat label торговых сетей — почти все крупные продуктовые ритейлеры стали продавать замороженную продукцию под собственными торговыми марками.
Реклама: добрались до почтовых конвертов
Роспочте разрешили заключать контракты с рекламными агентствами на размещение рекламы на почтовых конвертах и открытках. Такие поправки в закон «О рекламе» приняла во втором чтении Госдума. Доходы ведомства прибавят в весе, а простые россияне смогут рассчитывать на удешевление почтовой продукции.
Идея отменить выдачу разрешений на размещение рекламы на почтовых отправлениях исходила от чиновников из правительства. Разрешительный порядок узаконили еще в 1995 году, однако в Белом доме по сей день так и не удосужились расписать все правила в специальном нормативно-правовом акте.
По этой причине доступ рекламщикам в привлекательный сектор оказался перекрыт на долгие годы. Шансов стричь купюры с процентов от рекламных слоганов на конвертах и поздравительных открытках лишилась и Роспочта.
Исправить ситуацию парламентарии решили, исключив из ст. 18 закона «О рекламе» норму о том, что размещение рекламы на почтовых отправлениях допускается лишь при наличии соответствующего разрешения от правительственных чиновников.
«Более легкая и понятная процедура позитивно скажется на доходах Роспочты, а значит, и на цене почтовых отправлений для конечного потребителя», — отметил первый зампред думского комитета по экономполитике Владимир Головнев.
Зарплата почтальонов также должна округлиться, что «скажется на поднятии престижа этой профессии и привлечет в нее молодое поколение», добавил парламентарий.
Как отреагируют на рекламные призывы по соседству с почтовыми марками простые обыватели, депутаты предсказать не берутся. о том, желают ли сами россияне лицезреть на поздравительной открытке от любимых родственников навязчивую рекламу гигиенических средств или бульонных кубиков, законодатели спросить забыли.
Этикетка: освоение китайской грамоты
За последние три года россияне приобрели полезную для здоровья привычку — читать этикетки на продуктах. Об этом свидетельствуют результаты последнего опроса исследовательской компании Nielsen.
Согласно докладу компании, 68% опрошенных россиян сейчас гораздо пристальнее относятся к тому, что написано на упаковке. Больше всего соотечественников интересует, содержит ли продукт консерванты. На это обращают внимание 60% россиян. 56% смотрят на наличие красителей, 53% — на присутствие пищевых добавок. Еще 36% ищут информацию о количестве калорий и содержании жиров.
Впрочем, как отмечают специалисты Nielsen, для большинства россиян надписи на этикетке продолжают оставаться китайской грамотой. 62% соотечественников заявили, что не до конца понимают все, что написано и что это значит для их здоровья.
Добавим, что во всем мире производство экологически чистых продуктов — это не только забота о здоровье нации, но и гарантия маркетингового успеха. Согласно подсчетам Nielsen, за последний год продажи продуктов питания, на этикетке которых указано, что товар не содержит вредных для здоровья транс-жиров, выросли в США на 30%. При этом объем продаж «чистых» товаров в Америке достиг 11,8 млрд. долларов.
В России сегмент экологически чистых продуктов на рынке мало заметен. Отечественный потребитель, несмотря на усиление интереса к составу продукта, пока не настроен приобретать более дорогой товар, полагают эксперты.
Алкоголь: коньяк добавляет процентов
Производство водки и ликероводочных изделий в РФ снизилось в январе-июле этого года по сравнению с тем же периодом 2007 года на 1,6%. Об этом говорится в докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Также за первое полугодие по сравнению с тем же периодом прошлого года наблюдалось снижение производства этилового спирта из пищевого сырья (-17,8%) и пивоваренного солода (-2,8%).
Между тем выросло производство коньяка (+34,9%); виноградного вина (+8,5%); плодового вина (+30,7%); шампанского (+8,4 проц); пива (+3%); безалкогольных напитков (+2,8) и минеральной воды (+12,4).
Всего производство напитков в России выросло в январе-июле 2008 года на 3,6%. Производство табачных изделий по сравнению с тем же периодом 2007 года увеличилось на 7,9%.
- Число просмотров: 2412
Еще статьи в этой рубрике
- Мед и капуста — в лидерах
- Копейка больше не нужна
- Черника со вкусом радиации
- Торты на колесах
- Атака отбита
- Предпочтения россиян: В кофейнях любим выпить
- Угроза садам и огородам
- Торговые тенденции, вторая половина сентября, 2008
- Еще подтянули гайки
- Индивидуальный предприниматель: встать на учет
- 11 МГНОВЕНИЙ «ГВОЗДЯ»