Архив журнала «Капитал»
Закон и порядок
Продукты и валюта через границу
Предприниматели, задействованные во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), знают, что при выходе на международный рынок существует немало тонкостей и «подводных камней». Чтобы их обойти, нужны специальные знания.
В одном из прошлых номеров нашего журнала специалисты Иркутской таможни уже отвечали на некоторые вопросы предпринимателей, связанные с ВЭД. В этом номере «Капитала» читателей консультирует главный государственный таможенный инспектор правового отдела Иркутской таможни Наталья Дружинина.
Существуют ли какие-либо ограничения при перемещении продовольственной продукции через границу России?
— Существуют отдельные порядки перемещения продовольственной продукции физическими и юридическими лицами. Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются через таможенную границу в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Согласно ему, порядок перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования включает в себя:
• полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
• применение единых ставок таможенных пошлин и налогов;
• взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа;
• неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, обязательного подтверждения соответствия товаров;
• упрощенный порядок таможенного оформления.
По законодательству, без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей и суммарный вес которых не более
Порядок перемещения продовольственной продукции юридическими лицами другой. Согласно Федеральному закону №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
• не соответствуют требованиям нормативных документов;
• имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов государственного надзора и контроля при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
• не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика, подтверждающих их происхождение;
• не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
• не имеют установленных сроков годности или они истекли;
• не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными, они не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в Российской Федерации, ввоз которых осуществляется впервые на территорию России, подлежат государственной регистрации. Импортные пищевые продукты, материалы и изделия должны пройти государственную регистрацию до их ввоза на территорию РФ.
Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий включает в себя:
• Экспертизу документов, которые представляются изготовителем, поставщиком, и подтверждают их соответствие требованиям нормативных документов, условий изготовления или поставок, а также результатов, проводимых в случае необходимости испытаний;
• Внесение пищевых продуктов, материалов и изделий и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр, что дает право на изготовление и реализацию на территории РФ или ввоза в Россию;
• Выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на их изготовление и оборот на территории РФ или ввоз в Россию.
Государственная регистрация и ведение Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории России или ввоза и оборота в РФ, осуществляются с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно с органом по государственному ветеринарному надзору.
В пунктах пропуска через Государственную границу РФ и пунктах таможенного оформления должностные лица проводят досмотр пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления их ввоза на территорию России.
В случае если ввозимые на территорию России пищевые продукты, материалы и изделия вызывают у должностных лиц обоснованные сомнения в их безопасности, контролирующие органы принимают решение о временном приостановлении оформления ввоза в РФ.
Когда импортируемые на территорию России пищевые продукты, материалы и изделия должностные лица признают опасными, запрещается их ввоз в Россию, реализация и делается соответствующая отметка в товарно-сопроводительных документах.
Каков порядок проведения фитосанитарного контроля при ввозе товаров?
— Согласно ТК РФ, таможенное оформление может быть завершено только после проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию России или их вывоза.
По ФЗ №99 «О карантине растений», ввозимая на территорию Российской Федерации подкарантинная продукция (растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва и др.) подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в пунктах пропуска через госграницу и вторичному — в местах назначения. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» уточнило и закрепило положение, предусматривающее обязательность осуществления первичного карантинного фитосанитарного контроля.
Каким образом проводится валютный контроль?
— Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с ФЗ от 10.12.2003 №173 «О валютном регулировании и валютном контроле». Органы валютного контроля в РФ — это Центральный банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. В соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», агентами валютного контроля в РФ являются:
• уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку России;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг;
• таможенные органы;
• налоговые органы.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны:
• представлять таможенному органу запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;
• вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
• выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.
Подобные предписания направляются резидентам и нерезидентам в случае выявления совершенного ими валютного правонарушения. Такие распоряжения содержат требование об устранении допущенного нарушения в установленный срок.
Ответственность за «провинности», связанные с валютой, установлена Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. УК предусматривает две статьи за нарушение валютного законодательства. Это ст. 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» и ст.186 «Изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг».
- Число просмотров: 1805