Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
«Торговые тенденции, вторая половина августа, 2008»
Розница: РЫНКОВ ВСЕ МЕНЬШЕ
Объем продаж товаров на розничных рынках составил в январе-июне 96,7% к соответствующему периоду 2007 года.
По мнению специалистов Минэкономразвития, сокращение оборота рынков обусловлено динамичным ростом товарооборота и количества торговых объектов шаговой доступности, предоставляющих существенно более привлекательные для потребителей условия закупок, а также более привлекательные цены и качество продукции, и реализацией программ сокращения доли неорганизованной торговли в ряде регионов России, например в Москве.
Вместе с тем, отмечают в министерстве, розничные рынки и ярмарки формируют значительную часть оборота розничной торговли — там приобретается более 12% продовольственных товаров и около 18% непродовольственных.
Рыночный состав |
|
Специализация рынков, |
|
76,2 |
универсальные |
13,1 |
вещевые |
3,3 |
сельскохозяйственные |
7,4 |
другие |
Источник: Мониторинг социально-экономического развития за I полугодие 2008 года |
По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом и птицей, плодоовощной продукцией, одеждой и обувью. Доля сложной бытовой техники не превышает 1% общего объема оборота рынков.
Снижение доли рынков сопровождалось уменьшением их количества ввиду ликвидации или перепрофилирования в торговые комплексы. Так, если на 1 января 2005 года действовало 6,4 тыс. рынков, то на 1 января 2008 года — 3,9 тыс. рынков. В первом полугодии 2008 года происходило дальнейшее сокращение количества рынков и на 1 июня на территории Российской Федерации действовало 3,8 тыс. рынков.
Наибольшая доля рынков в первом полугодии в обеспечении населения товарами приходится на Южный (20,9%), Уральский (12,5%), Центральный (15,1%) федеральные округа, а наименьшая доля — Северо-Западный федеральный округ (6,9%). В Москве рынки обеспечивают 18,1% торгового оборота.
В первом полугодии 2008 года изменение средних цен на товары, реализуемые на розничных рынках, составило 7,9%, что на 0,1 процентных пункта ниже потребительских цен на товары в организациях всех форм торговли. При этом цены на продовольственные товары выросли на 11,6%, на непродовольственные товары — на 3,8%, при общем индексе потребительских цен по продовольственным товарам 111,4%, по непродовольственным товарам — 104,4%.
В июне этого года прирост цен на товары, реализуемые на рынках, был ниже, чем во всех формах торговли (0,3% и 0,9% соответственно).
Увеличение средних потребительских цен было отмечено в 56 субъектах Российской Федерации, а снижение — на рынках 21 субъекта. При этом в шести субъектах Российской Федерации оно составило более 1,5%. Самым заметным снижение цен было в Чеченской республике (на 3,2%) и в Дагестане (на 2,1%), где продовольственные товары подешевели на 7,3% и 3,4% соответственно.
В целом по России на розничных рынках цены на продовольственные товары в июне 2008 года выросли на 0,3% (в организациях всех форм торговли — на 1,1%). Но на большинство наблюдаемых непродовольственных товаров в июне 2008 года уровень цен на рынках оставался ниже, чем на товары, реализуемые в организациях других форм торговли.
Пиво: БОЛЬШЕ ПЬЮТ НА СЕЛЕ
В результате опроса выяснилось, что пиво пьют чуть больше половины россиян — 57%. В 2005 году положительно на этот вопрос ответили 50% (декабрь) и 55% (июнь) опрошенных, в 2003 — 53%. Пьют пиво 75% мужчин и 41% женщин (в 2005-м году — 68% мужчин и 34% женщин). Больше других пьют пиво респонденты в возрасте от 25 до 44 лет — 71%, пьют пиво и свыше двух третей молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. Опрошенные в возрасте старше 60 лет пьют пиво гораздо реже — 27%.
Самые популярные |
|
1 |
«Балтика» |
2 |
«Жигулевское» |
3 |
«Клинское» |
Источник: опрос россиян, проведенный исследовательским холдингом «Ромир» |
Каждый третий опрошенный пьет пиво раз в неделю (31%), больше всего любителей пива, пьющих его еженедельно, живут в Южном федеральном округе — 41%. В Поволжье предпочитают пить пиво 2-3 раза в неделю — 39% респондентов, а на Урале большинство опрошенных пригубляют пенный напиток 2-3 раза в месяц — 28%.
Жителей сельской местности, пьющих пиво каждую неделю, больше, чем горожан — 41% сельчан против 25-29% городских жителей.
Более половины опрошенных россиян предпочитают покупать пиво в стеклянных бутылках — 58%, каждый пятый покупает пиво в пластиковой бутыли (22%), каждый шестой — в алюминиевой банке (15%), и только каждый 20-й покупает пиво в розлив.
Что касается популярности, то «Балтика» потеряла более 10% своих потребителей: если в 2003-м году предпочтение данному сорту пива оказывали 50% опрошенных, то в 2008-м году сохранили верность марке только 38% опрошенных. Снизилось и число любителей «Клинского» — с 31-33% в 2003-м и 2005-м до 23% в 2008-м году. Снизились показатели потребления и у таких марок, как «Жигулевское» и «Арсенальное». Наиболее сильно снизилось потребление таких марок, как «Толстяк», «Очаково» и «Бочкарев». В то же время заметный рост показала марка «Holsten» — с 7% до 12%.
Еда: РОССИЯНЕ ЛЮБЯТ СУП
От трети до четверти россиян не каждую неделю едят рыбу (33% — сумма ответов «1-3 раза в месяц», «реже» и «никогда), фрукты и ягоды (28%) и выпечку (23%).
Российский завтрак |
|
Предпочтения опрошенных, |
|
Чай с бутербродами |
64 |
Каши |
25 |
Хлопья, мюсли, фрукты, соки |
3 |
Источник: исследование «Левада-Центра» |
Наблюдаются ощутимые различия в потреблении различных продуктов в зависимости от пола и возраста респондентов. Мужчины чаще женщин едят «почти каждый день» мясо (38% к 26%), колбасные изделия (35% к 28%). Напротив, женщины чаще, чем мужчины едят молочные продукты (53% к 44%), овощные блюда (58% к 48%), фрукты и ягоды (58% к 48%).
Кроме того, наибольшие различия в питании наблюдаются между условной группой респондентов 18-24 лет и группой 55 лет и старше. Например, если в младшей возрастной группе «почти каждый день» колбасные изделия едят около двух третей опрошенных, то среди людей старше 55 лет — только 21%.
Отметим, в 1991 году до 70% россиян тратили на еду две трети семейного бюджета и более, в 2001 году таких насчитывалось около 80%, в 2008 — 37%. Опросы общественного мнения фиксируют постепенное повышение благосостояния на протяжении 7-8 лет.
- Число просмотров: 1927
Еще статьи в этой рубрике
- Нужен ли вам чек?
- Конец июля. Цены меняются
- Официантов ценят за отзывчивость
- Всего два агентства недвижимости
- Торговля: написание правил игры
- «Точка» сохраняет землю
- Меню для незрячих
- Блюда во фритюре: обновить жир и правила
- Еще семь магазинов
- Обман под видеокамерой. Массовые обсчеты в супермаркетах
- 12 тонн с плодожоркой
- Квасной рынок России. Вкус, не перебитый Coca-Cola
- «Торговые тенденции, вторая половина августа, 2008»
- Новые технологии в ритейле помогут удержать рынок
- Налоговая отвечает
- Как растянуть отпуск
- Как защитить себя при проверках. Необходимые знания