Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Несмотря на то, что россияне стали больше тратить на покупки, из пищевого рациона уходит говядина, уступая место птице и свинине. Похоже на то, что из кошельков деньги вымывает импортная одежда, особенно, китайского производства. Но покупатели не огорчаются и продолжают накручивать обороты розницы в торговых центрах. Приятно, что российские хозяйки следят за здоровьем своих семей и предпочитают подсолнечное масло всем остальным. Основной критерий – отсутствие холестерина и консервантов, а также отечественное производство.
Одежда: РОССИЯНЕ ТРАТЯТ БОЛЬШЕ
Торговля одеждой — второй по величине и темпам роста сегмент российского ритейла (после продуктового), он оценивается в 40 млрд долларов и считается конкурентным. В последнее время ежегодный прирост этого рынка составлял 20-25%, однако в будущем году некоторые эксперты ожидают замедление роста до 9% в год.
Специалисты исследовательской компании КОМКОН объясняют это тем, что рост оборотов компаний в течение последних пяти лет происходил за счет увеличения количества торговых точек, а потребительский спрос за этим не успевал. По их данным, в 2007 году средний российский покупатель в возрасте от 16 до 60 лет потратил на одежду в среднеценовом сегменте лишь на 1% больше денег, чем в году предыдущем, и при этом сократил количество покупок.
Наши граждане по-прежнему тратят на одежду больше, чем американцы и европейцы: 28% против 14. Однако большинство аналитиков видят в этом не страсть россиян к «тряпкам». При наших доходах доля подобных трат и так высока, а когда цены растут, она будет только увеличиваться.
Представители отечественного легпрома во всех бедах обвиняют импорт, особенно азиатский. Как пояснили в Российской ассоциации легкой промышленности, импорт одежды из ткани за 11 месяцев 2007 года составил более 203% к тому же периоду предыдущего года, причем почти 60% товара было контрабандным.
Розница: ОБОРОТ УВЕЛИЧИЛСЯ ВЕЗДЕ
По данным периодического обзора «Планы развития торговых сетей FMCG в России» компании INFOLine, в течение I и II квартала текущего года оборот розничной торговли увеличился во всех федеральных округах и практически во всех субъектах РФ.
РОЗНИЦА РАСТЕТ |
||
Лидеры, прирост по округам в I-II кв., в % |
||
1. |
Южный |
20 |
2. |
Приволжский |
18 |
3. |
Уральский |
17 |
4. |
Центральный |
14 |
5. |
Сибирский |
14 |
Источник: обзор «Планы развития торговых сетей FMCG в России» |
Наибольший прирост отмечен в Южном федеральном округе. Также значительный прирост отмечен в Санкт-Петербурге: показатель составляет 15%, тогда как непосредственно Северо-западный округ — 13%. Интересно отметить, что показатели Москвы сопоставимы с данными Дальневосточного федерального округа — 9% и 8%, тогда как темпы роста Московской области — 23%.
По данным аналитиков компании «INFOLine», структура оборота розничной торговли по федеральным округам выглядела следующим образом: Центральный ФО — 35,7%, Приволжский ФО — 17,9%, Южный ФО — 11,8%, Сибирский ФО — 11,7%, Северо-Западный ФО — 9,7%, Уральский ФО — 9,5% и Дальневосточный ФО — 3,6%.
В целом, согласно данным обзора, региональная структура оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью: 49,9% оборота розничной торговли приходится на десять субъектов РФ: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области.
Мясо: ЗА СЧЕТ ПТИЦЫ И СВИНИНЫ
Производство мяса и мясопродукции является стратегическим направлением развития российского продовольственного рынка. По экспертным оценкам «Норге-Фиш», в 2007 году прирост объема российского рынка мясных изделий составил 8,6% и достиг 8,62 млн тонн.
Поели |
||
Сокращение поголовья в период 1990-2007 гг., в млн голов |
||
|
1990 |
2007 |
КРС |
57 |
21,5 |
Свиньи |
38,3 1 |
5,9 |
Овцы и козы |
58,2 |
19,8 |
Мясо птицы на убой в живом весе (в млн т.) |
15 |
8,6 |
Источник: маркетинговое исследование «Современное состояние и тенденции развития рынка мяса, птицы, рыбы, мороженой продукции и полуфабрикатов» |
Доля производства и потребления говядины в стране уменьшается, доля птицы и свинины растет, что соответствует мировым тенденциям. Если в 90-е годы доля говядины была около 45%, свинины около 35% и около 18% мяса птицы, то к 2007 году потребление выровнялось до 33% по каждому виду мяса.
Поголовье крупного рогатого скота (КРС) в России за четыре года сократилось более чем в два раза. В такой ситуации растет импорт мяса и мясопродуктов — его доля на внутреннем рынке сегодня составляет более 35%.
Зависимость страны от импорта при мировом росте цен на мясо провоцирует инфляцию и сдерживает увеличение реальных доходов населения. Но если производство мяса птицы увеличивается довольно высокими темпами (в среднем на 16,6% в год), то производство говядины по-прежнему будет падать.
На основании проведенного маркетингового исследования инвестиционно-аналитической группы «Норге-Фиш» «Современное состояние и тенденции развития рынка мяса, птицы, рыбы, мороженой продукции и полуфабрикатов» можно спрогнозировать, что российский мясной рынок будет расти, главным образом, за счет роста рынков мяса птицы и свинины (включая импорт) — в 2008 году на 7 и 10%, соответственно, в натуральном выражении. По прогнозным оценкам руководителя «Норге-Фиш» Тимура Митупова, в 2008 году объем импорта мяса всех видов составит 3,3 млн т.
Растительное масло: ХОЗЯЙКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПОДСОЛНЕЧНОЕ
Исследовательский холдинг «Ромир» совместно с компанией «Солнечные продукты» провел опрос среди 1552 женщин в возрасте от 25 до 45 лет об их отношении к растительным маслам с добавками.
Из всех видов растительного масла потребители отдают предпочтение растительному маслу с добавками витаминов, лидирует масло с добавками витамина Е, далее следуют масла с добавками витаминов A, D, C, B, F.
Самый предпочтительный вид масла с добавками для потребителей — оливковое (65%), далее следует подсолнечное масло — 44%, каждый пятый назвал в качестве основы для масла с добавками кукурузное (21%).
Представители целевой аудитории в первую очередь при покупке ориентируются на натуральное, полезное, подходящее практически для всех блюд, не содержащее холестерина и консервантов растительное масло. Также немаловажным фактором для них является его постоянное присутствие в продаже.
76% респондентов считают, что растительное масло гораздо полезнее маргарина, 72% назвали подсолнечное масло наиболее привычным и основным в использовании, одним из самых полезных продуктов считают растительное масло 71% участников опроса.
Как свидетельствуют данные опросов, россиянки предпочитают для семьи покупать традиционное — подсолнечное масло без добавок. Именно его покупало большинство респондентов в последние три месяца — 78%. Оливковое масло покупали 29% опрошенных, оно значительно проигрывает подсолнечному по текущему спросу из-за высокой цены. Причем с ростом уровня дохода респондентов растет и доля покупающих оливковое масло, а доля покупающих подсолнечное масло снижается.
Никто из опрошенных за последние три месяца не покупал соевого масла.
Чаще всего потребители приобретают растительное масло, когда оно закончилось, — 67%, треть респондентов (28%) оказалась запасливой и покупает масло впрок, «про запас».
Основным критерием при выборе растительного масла является его натуральность, так ответили 89% опрошенных, для такого же количества респондентов важна его полезность, 84% считают, что растительное масло подходит для всех блюд, 85% считают растительное масло наиболее оптимальным для жарки, отсутствие холестерина ценят 82% потребителей, а отсутствие консервантов — 81%, также потребители оценили то, что растительное масло всегда можно найти в продаже — так ответили 82% респондентов.
60% опрошенных предпочитают растительное масло, произведенное отечественными производителями, в то время как иностранного производителя выберет только каждый пятый — 21%, известность марки влияет на покупку 62% опрошенных.
- Число просмотров: 2002
Еще статьи в этой рубрике
- Торговые центры Иркутска. Десятикратный рост
- Новая ниша: Вина из кубанских замков
- Проверки у дорог
- Пиратская GABANA в Забайкальске
- Лидер по паспорту
- Июньский рейтинг ресторанов
- Братск: Эксперты распробовали овощи
- Растет рентабельность мяса и молока
- Миллионеры нищают?
- Иркутские аттракционы: Развлечение с долей риска
- Торговые тенденции
- Четыре процента. Результат исследования туротрасли
- Налогообложение прибыли
- Наш старый друг – Монголия