Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

НОВАЯ НАЛОГОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: КОМУ НА РУСИ ПЛАТИТЬ ПРИДЕТСЯ

КАК В 2025 ГОДУ ИЗМЕНИТСЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капитал»

Анализ рынка

Бизнес низкого градуса. Рынок питьевой воды

С начала 2008 года промышленный рост в России составил 6,9%. В пищевой промышленности основным лидером роста является производство питьевой воды, объемы рынка которого с начала года возросли на 24,8%.

 

В середине мая в посольстве России в Китае прошла презентация проекта — поставка российской природной питьевой («живой воды») в Поднебесную. На презентации были представлены два бренда байкальской воды — «Священное Озеро» и «Озеро Байкал», зарегистрированные в Китае. В связи с этим не исключено, что наша байкальская вода станет одним из официальных товаров на летних Олимпийских играх в Пекине.

ВКУС, КОТОРЫЙ ЗНАЮТ В МИРЕ

— Главный показатель качества воды, к сожалению, сегодня игнорируется. Имеется в виду содержание кислорода в воде, — говорит Александр Сутулин, заведующий лабораторией биогеохимии Лимнологического института РАН. — Вода высшей категории — это та, в которой содержится более восьми миллиграммов кислорода в литре. В байкальской воде его 12 мг.

Идея разлива и продажи байкальской воды принадлежит академику Григорию Ивановичу Галазию. Он говорил о принципиальной возможности, а в 1990 году японские ученые подтолкнули россиян к более активным действиям. С глубины священного озера были взяты пробы воды, которые прошли всестороннюю экспертизу. В сертификате, выданном в Японии, кроме чисто научных выкладок содержалась приписка: «очень вкусная вода».

Потребление минеральной и питьевой воды носит сезонный характер. В теплое время года интерес к минеральной и питьевой воде возрастает. По данным, приводимым компанией «Бизнес Аналитика», в июле продажи воды превышают средние годовые показатели на 35%

Позже группа ученых Лимнологического института Сибирского отделения Российской Академии наук приступила к разработке технологии добычи и разлива глубинной байкальской воды и вскоре получила патент. Работа иркутских ученых была поддержана распоряжением Правительства о начале производства байкальской воды.

Технология изготовления бутилированной воды Байкала проста: жидкость поступает в цех водоподготовки с глубины ниже 500 метров от поверхности, не менее 100 метров от дна, на расстоянии 1,7 км от берега, то есть где нет влияния современных техногенных процессов.

Тем не менее, чтобы соответствовать всем ГОСТам, байкальскую воду очищают, применяя последовательно методы фильтрации, ультрафиолетовое облучение и озонирование. Химический состав воды остается тем же, а все микробы и микроводоросли отфильтровываются.

Таким образом, сохраняя все качества байкальской воды, приобретается еще одно потребительское свойство: вода может храниться в герметичной упаковке долгие месяцы и годы, не изменяя вкус и качество. Уникальной является и система водоподготовки байкальской воды, исключающая ее газирование и добавление консервантов.

Кстати, до этого проекта в мире уже были зафиксированы три попытки разлива воды из открытых водоемов. Но все они оказались неудачными. Полученная вода не прошла сертификацию в знаменитом германском институте «Фрезениус». Сертификат этого института — международная гарантия качества напитка.

Байкальская вода такую проверку прошла. Экспериментальная партия воды была признана министерствами здравоохранения Японии и Южной Кореи, как питьевая вода, соответствующая мировым гигиеническим стандартам.

СТАРТ В 100 МИЛЛИОНОВ ЛИТРОВ

— На сегодняшний день байкальскую воду производят в Порту Байкал, Листвянке, Выдрино (Бурятия), Северобайкальске, — уточняет Александр Сутулин. — Однако прилавки наших магазинов завалены совсем другой продукцией, изготовленной известными мировыми брендами. Я говорю о компаниях Coca Cola и Pepsi Cola, которые на волне потребности в чистой воде начали выпускать Bonaqua и Aqua Minerale (Между прочим, не так давно рассматривался вариант перепрофилирования Байкальского целлюлозно­бумажного комбината под выпуск газировки. Такое предложение компании «Coca Cola HBC Eurasia» сделал заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь. — Ред.).

Среднедушевое потребление минеральной и питьевой воды в России остается невысоким — порядка 14 литров в год. Для сравнения, в Германии, Испании, Франции, Италии этот показатель уже несколько лет превышает 100 литров на человека в год

— В чем причина такого парадокса? — продолжает ученый. — Сделать на воде из Байкала настоящий бизнес и насытить ею рынок смогут только крупные компании, которых в регионе пока нет. Конкуренцию сегодня может составить предприятие, производящее 100 миллионов литров байкальской воды в год. Наши предприятия делают 10­20 миллионов литров в год. И объединяться под одним брендом никто не хочет. Во многом по этой причине не получилось создать кластер.

По словам иркутского ученого, не исключена такая перспектива, когда в регион придут крупные корпорации (например, Danon и Nestle). Они вполне могут потеснить местных производителей и будут торговать байкальской водой.

— Наши компании не могут закрепиться даже на московском рынке, поскольку транспортные расходы сопоставимы с производством воды, — констатирует Александр Сутулин. — Кроме того, для выхода на крупные рынки, особенно иностранные, производителю требуется доказать, что его продукция соответствует общепринятым мировым нормам и нормам каждого конкретного государства, куда планируется поставка. И получение международного сертификата качества значительно облегчает выход на зарубежный рынок. Но чтобы его получить, требуется вложить очень серьезные средства в развитие предприятия.

Многие эксперты говорят, что в скором времени питьевая вода будет стоить дороже нефти. А сможет ли «жемчужина Сибири» в случае необходимости напоить весь мир?

По данным экологов, из Байкала можно брать воды не более 10% от стока Ангары, сбрасывающей 60 триллионов литров в год. По официальным данным, человеку в год нужно всего 300 литров воды. Получается, чтобы напоить 1 миллиард человек, потребуется только 0,5% стока Ангары. А уровень Байкала в этом случае понизится только на 0,2 мм. При этом, еще со школьной скамьи нам известно, что вода в озере — это восполняемый природный источник.

Светлана Листьева


В ТЕМУ

Процесс объединения бизнесов региональных производителей питьевой бутилированной воды идет на Урале. Соглашение об этом в 2006 году подписали семь компаний из Оренбурга, Челябинска, Екатеринбурга и Уфы. Одной из главных причин такого решения называется противостояние в конкурентной борьбе с международными корпорациями CocaCola, PepsiCo и Nestle.

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 13 (261) от 11.07.2008


  • Число просмотров: 2154

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть