Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Бизнес низкого градуса. Рынок питьевой воды
С начала 2008 года промышленный рост в России составил 6,9%. В пищевой промышленности основным лидером роста является производство питьевой воды, объемы рынка которого с начала года возросли на 24,8%.
В середине мая в посольстве России в Китае прошла презентация проекта — поставка российской природной питьевой («живой воды») в Поднебесную. На презентации были представлены два бренда байкальской воды — «Священное Озеро» и «Озеро Байкал», зарегистрированные в Китае. В связи с этим не исключено, что наша байкальская вода станет одним из официальных товаров на летних Олимпийских играх в Пекине.
ВКУС, КОТОРЫЙ ЗНАЮТ В МИРЕ
— Главный показатель качества воды, к сожалению, сегодня игнорируется. Имеется в виду содержание кислорода в воде, — говорит Александр Сутулин, заведующий лабораторией биогеохимии Лимнологического института РАН. — Вода высшей категории — это та, в которой содержится более восьми миллиграммов кислорода в литре. В байкальской воде его 12 мг.
Идея разлива и продажи байкальской воды принадлежит академику Григорию Ивановичу Галазию. Он говорил о принципиальной возможности, а в 1990 году японские ученые подтолкнули россиян к более активным действиям. С глубины священного озера были взяты пробы воды, которые прошли всестороннюю экспертизу. В сертификате, выданном в Японии, кроме чисто научных выкладок содержалась приписка: «очень вкусная вода».
Потребление минеральной и питьевой воды носит сезонный характер. В теплое время года интерес к минеральной и питьевой воде возрастает. По данным, приводимым компанией «Бизнес Аналитика», в июле продажи воды превышают средние годовые показатели на 35% |
Позже группа ученых Лимнологического института Сибирского отделения Российской Академии наук приступила к разработке технологии добычи и разлива глубинной байкальской воды и вскоре получила патент. Работа иркутских ученых была поддержана распоряжением Правительства о начале производства байкальской воды.
Технология изготовления бутилированной воды Байкала проста: жидкость поступает в цех водоподготовки с глубины ниже
Тем не менее, чтобы соответствовать всем ГОСТам, байкальскую воду очищают, применяя последовательно методы фильтрации, ультрафиолетовое облучение и озонирование. Химический состав воды остается тем же, а все микробы и микроводоросли отфильтровываются.
Таким образом, сохраняя все качества байкальской воды, приобретается еще одно потребительское свойство: вода может храниться в герметичной упаковке долгие месяцы и годы, не изменяя вкус и качество. Уникальной является и система водоподготовки байкальской воды, исключающая ее газирование и добавление консервантов.
Кстати, до этого проекта в мире уже были зафиксированы три попытки разлива воды из открытых водоемов. Но все они оказались неудачными. Полученная вода не прошла сертификацию в знаменитом германском институте «Фрезениус». Сертификат этого института — международная гарантия качества напитка.
Байкальская вода такую проверку прошла. Экспериментальная партия воды была признана министерствами здравоохранения Японии и Южной Кореи, как питьевая вода, соответствующая мировым гигиеническим стандартам.
СТАРТ В 100 МИЛЛИОНОВ ЛИТРОВ
— На сегодняшний день байкальскую воду производят в Порту Байкал, Листвянке, Выдрино (Бурятия), Северобайкальске, — уточняет Александр Сутулин. — Однако прилавки наших магазинов завалены совсем другой продукцией, изготовленной известными мировыми брендами. Я говорю о компаниях Coca Cola и Pepsi Cola, которые на волне потребности в чистой воде начали выпускать Bonaqua и Aqua Minerale (Между прочим, не так давно рассматривался вариант перепрофилирования Байкальского целлюлознобумажного комбината под выпуск газировки. Такое предложение компании «Coca Cola HBC Eurasia» сделал заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь. — Ред.).
Среднедушевое потребление минеральной и питьевой воды в России остается невысоким — порядка |
— В чем причина такого парадокса? — продолжает ученый. — Сделать на воде из Байкала настоящий бизнес и насытить ею рынок смогут только крупные компании, которых в регионе пока нет. Конкуренцию сегодня может составить предприятие, производящее 100 миллионов литров байкальской воды в год. Наши предприятия делают 1020 миллионов литров в год. И объединяться под одним брендом никто не хочет. Во многом по этой причине не получилось создать кластер.
По словам иркутского ученого, не исключена такая перспектива, когда в регион придут крупные корпорации (например, Danon и Nestle). Они вполне могут потеснить местных производителей и будут торговать байкальской водой.
— Наши компании не могут закрепиться даже на московском рынке, поскольку транспортные расходы сопоставимы с производством воды, — констатирует Александр Сутулин. — Кроме того, для выхода на крупные рынки, особенно иностранные, производителю требуется доказать, что его продукция соответствует общепринятым мировым нормам и нормам каждого конкретного государства, куда планируется поставка. И получение международного сертификата качества значительно облегчает выход на зарубежный рынок. Но чтобы его получить, требуется вложить очень серьезные средства в развитие предприятия.
Многие эксперты говорят, что в скором времени питьевая вода будет стоить дороже нефти. А сможет ли «жемчужина Сибири» в случае необходимости напоить весь мир?
По данным экологов, из Байкала можно брать воды не более 10% от стока Ангары, сбрасывающей 60 триллионов литров в год. По официальным данным, человеку в год нужно всего
В ТЕМУ
- Число просмотров: 2154
Еще статьи в этой рубрике
- Конфеты по регламенту
- 8700 пиратских удочек
- Новая схема сократит рекламу
- Гигантская кулинария. Поварские рекорды
- Ранние, с гнильцой
- Бизнес низкого градуса. Рынок питьевой воды
- «Маркетинг успеха-2008». Апгрейд для иркутских умов
- Определение таможенной стоимости. Как камень преткновения
- Выход за рубеж. Инструкция от таможни
- Торговые тенденции