Архив журнала «Капитал»
Торговля и норма
Изучение алкогольных правил
Какие основные правила розничной продажи алкогольной продукции надо знать? Какие сопроводительные документы на алкоголь необходимо иметь в магазине? Что должно быть указано на ценнике и маркировке? Такую информацию получили слушатели семинара «Розничная продажа алкогольной продукции», проведенного в Торгово-промышленной палате Восточной Сибири.
Cеминар проводился для тех, чья работа связана с реализацией алкоголя, то есть для руководителей предприятий торговли, общественного питания, менеджеров, специалистов отделов продаж, а также сотрудников отделов потребительского рынка муниципальных образований, специалистов по сертификации.
Валентина Сокова: — Роспотребнадзор, милиция, налоговые органы и другие контролирующие структуры не имеют права взимать штраф за отсутствие документов. |
Председатель некоммерческого партнерства по защите прав предпринимателей Валентина Сокова напомнила, что по закону индивидуальные предприниматели с 1 июля 2006 года лишились права торговать алкоголем. Заниматься продажей могут только организации.
Розничную продажу алкогольной продукции регулируют ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», постановление администрации Иркутской области №190 «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области» и др. Причем порой региональные законы противоречат федеральному законодательству.
Например, требование к магазинам, торгующим алкоголем: чтобы помещение — место реализации товара — было не менее
Между тем, согласно ФЗ-№171 организации могут осуществлять в городах розничную продажу алкогольной продукции крепостью более 15 градусов при наличии торговых и складских помещений не менее
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОДАВЦА
Какие документы должны быть у продавца? Начнем с того, что организация, осуществляющая закупку, хранение, поставку и реализацию алкогольной продукции, обязательно должна иметь лицензию.
Лицензия на розничную продажу алкоголя выдается максимум на пять лет, потом срок действия лицензии может быть продлен еще до пяти лет. В случае если контролирующие органы обнаружили «отступления от норм», лицензия приостанавливается до устранения нарушений, при этом у фирмы есть время до шести месяцев на исправление ошибок.
Алкогольная продукция подлежит обязательной сертификации. Как заметила Валентина Сокова, сертифицировать лучше производство, а не продукцию. Так, сертификат выдается заводу-изготовителю на выпуск качественной и безопасной продукции. Срок действия сертификата — не более трех лет. Но по окончании этого времени избавляться от документа все равно не стоит.
Продавец на руках может иметь подлинник сертификата, но достаточно и заверенной копии сертификата соответствия. Товаротранспортная накладная (ее еще называют «ТТН-ка») — документ, который должен быть в магазине, торговой точке у продавца, а не бухгалтера.
За нарушение правил проверки, когда продавец или предприниматель не показывают документы, грозит достаточно крупный штраф — более 30 тысяч рублей. За отсутствие документов при розничной продаже — свыше 40 тысяч рублей.
Кстати, Роспотребнадзор, милиция, налоговые органы и другие контролирующие структуры не имеют права взимать штраф за отсутствие документов. Соответствующие полномочия есть только у арбитражного суда.
Отдельным вопросом на семинаре была поставлена продажа пива. Валентина Сокова пояснила, что ограничений по розничной продаже пива практически нет. По закону, торговля пивом запрещена на расстоянии ста метров от учреждений образования и здравоохранения. Однако по распоряжению мэра Иркутска дистанция сокращена до
По правилам продажи, нужно четко расставлять напитки по одной крепости, наименованию, сорту, а не произвольно. То есть, к примеру, нельзя ставить белое вино вперемежку с шампанским.
ЦЕННИК ГОВОРИТ О МНОГОМ
Ценник алкогольного напитка должен содержать: название торгующей организации, точное наименование товара, цену за бутылку, градус. Внизу ценника указывается производитель (если продукция импортная, то страна-производитель, если отечественная — город). На обратной стороне ценника ставится дата его составления, роспись или печать предпринимателя. Таким образом, информация на ценнике должна быть как можно более полная и достоверная. Но несмотря на обилие сведений, ценник должен быть читаемым.
Еще одно требование к ценникам — единообразие, то есть ценники в магазине должны имет один цвет, оформление. А вот единый для всех размер необязателен.
На маркировке должны быть указаны:
• пищевая и энергетическая ценность
• дата розлива, срок годности
• содержание вредных для здоровья человека веществ (не превышающих норм СанПиН)
• содержание генетически модифицированных источников (когда они есть, но с учетом допустимых пределов).
Обязательна предупреждающая надпись, что алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с определенными заболеваниями.
Следующее непременное условие — наличие на бутылке спиртного акцизной марки. Кстати, наказания за частичное отклеивание марки нет.
НАРУШАЮТ — ВСЕ
Уровень знания предпринимателями правил реализации алкогольной продукции нагладно демонстрирует проверка магазинов в Качугском районе. Как сообщает пресс-служба управления Роспотребнадзора по Иркутской области, для пресечения незаконного оборота алкогольной продукции в мае было проверено 12 предприятий розничной торговли. В 11 из них установлены нарушения законодательства. Проинспектировано 39,89 дал винно-водочных напитков, приостановлена реализация 14,7 дал на сумму 34,7 тыс. рублей.
Сотрудники Роспотребнадзора выявили типичные нарушения, допускаемые при реализации алкогольной продукции. Основные из них: отсутствие на потребительской таре обязательных сведений о содержании в алкоголе вредных для здоровья веществ, отсутствие сопроводительных документов на товар, подтверждающих качество и легальность оборота или неправильное их оформление.
По итогам проверок возбуждено шесть административных дел на должностных лиц и пять на юридических. В числе нарушителей магазины «Кристалл», «Багира», «Альянс», торгового дома «Экспресс» (Качуг), «Надежда» и «Виктория» (село Манзурка), N1 (село Анга).
- Число просмотров: 13133
Еще статьи в этой рубрике
- Еда дорожает из-за толстяков? Нашлись новые виновники
- Российский коньяк. Главное достоинство — недорого
- Иркутская «поляна»
- Потребительская скромность
- Светящиеся цветы и кое-что на обед...
- Как в американском ресторане
- Ликвидация продолжается
- Выбор пути для розницы
- Еще не сдавшийся рубеж. Местный бизнес VS сетевых ритейлеров
- Магазины у дома. Приоритетное направление российского ритейла в 2010-2011 гг.
- Торговые тенденции
- Кредитование МСБ: Заем бывает выгодным
- Миграционное законодательство. В гости, не нарушая закона
- Изучение алкогольных правил
- Кто в ответе за непробитый чек?