Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Анализ рынка

Еще не сдавшийся рубеж. Местный бизнес VS сетевых ритейлеров

Время небольших киосков и павильонов проходит. В столице Восточной Сибири, как и во многих крупных городах России, наблюдается вытеснение местных торговых предприятий сетевыми, чаще московскими, ритейлерами.

Тенденция замещения отдельных магазинов крупными сетями отмечается в стране последние пять-семь лет. Связано это с несколькими вполне объективными причинами: повышение общего благосостояния жителей страны (по статистике, порядка 10-12% в год), изменение требований потребителей к сервису и качеству товаров, массовое закрытие розничных, в том числе и стихийных рынков, повышение капитализации федеральных ритейлеров.

Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге произошло насыщение рынка торговыми предприятиями крупного формата, поэтому сетевики обратили внимание на регионы, где есть возможность получить быстрые доходы. Как отмечают московские эксперты, несколько лет назад граница распространения федеральных ритейлеров проходила по Уралу, сегодня пограничным районом является Иркутская область.

НЕВОЗМОЖНАЯ БОРЬБА

Ситуация с замещением местного бизнеса федеральным неприятна, но естественна. По мнению

   
 
   Николай Блинков:
— На муниципальном уровне бороться с экспансией федералов очень сложно, практически невозможно.

вице-президента Торгово-промышленной палаты в Восточной Сибири Анатолия Стерхова, конкуренцию между федералами и регионалами можно сравнить со вступлением, например, той же России во Всемирную торговую организацию — новая экономическая ситуация может показать неконкурентоспособность местных организаций.

Понятно, что мало какой ЧП или ИП имеет достаточно средств для закупки нового оборудования, капитального ремонта помещения, хорошей рекламной кампании. А приходящие сетевики «бьют капиталом», отработанными логистическими, маркетинговыми схемами, иногда используя для этого не самые правильные, с точки зрения этики, приемы.

Например, на улице Байкальской был построен иркутский строймаркет «Дока». Через какое-то время рядом, на уже раскрученной площадке, появился магазин аналогичного профиля и размера «Старик Хоттабыч». С точки зрения закона — не придерешься, а соперничество налицо. К тому же любые попытки местных властей помочь своим, скорее всего, будут расценены как противоречащие антимонопольному законодательству.

— На муниципальном уровне бороться с экспансией федералов очень сложно, практически невозможно. Тем более, сегодняшнее федеральное законодательство не дает местным никаких преференций, — в интервью нашему журналу посетовал начальник Управления торговли и координации деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности администрации Иркутска Николай Блинков.

«СВОИ» И «ЧУЖИЕ»

Чем плоха такая ситуация? На этот вопрос можно подобрать разные ответы — в зависимости от того, с какой стороны смотреть.

Если со стороны обычного потребителя, то приход федеральных ритейлеров — это благо. Стоит вспомнить, как несколько лет назад в столице Восточной Сибири цены на мобильные телефоны были, мягко говоря, не самыми доступными, но после появления «Евросети» и других московских продавцов «сотовых», цены достаточно резко упали вниз.

Понятно, что это достигается москвичами за счет хорошо отлаженных цепочек поставок товара от производителя, исключающих большое число посредников, что невозможно при малых поставках. Далее, чаще всего сетевики предоставляют хороший ассортимент товаров, достаточно высокий сервис, гарантию и много других плюсов.

Особого разговора заслуживает маркетинговая работа. В большей степени это касается компаний, продвигающих товары массового потребления, вроде «Эльдорадо». Такие компании используют общероссийские телеканалы, постоянно проводят различные акции, формирующие покупательскую лояльность. Естественно, мало кто из региональщиков может дать наш достойный «ответ Чемберлену».

Есть и несколько небольших минусов для потребителей в приходе федеральных ритейлеров. Во-первых, они не учитывают местные покупательские предпочтения, предлагая стандартный набор товаров и услуг.

Во-вторых, у сетевиков нет мобильной реакции на запросы покупателей, так как общую машину поставок приходится долго разворачивать. Малый же предприниматель вполне может работать и по заказам.

В регионах количество местных торговых предприятий будет ежегодно уменьшаться на 8-10%, а количество сетевиков возрастать на 20-30%

Ну и федералы редко берут в расчет региональных производителей. Хотя практически во всех регионах Сибири и Дальнего Востока это касается в большей степени продуктовых товаров. Легкая промышленность здесь практически ничего не производит.

Но если посмотреть с точки зрения местных властей и бизнес-сообщества, приход сетевых компаний — не самая лучшая тенденция. Для муниципалитета это означает потерю налогооблагаемой базы, так как сетевики платят подоходный налог по месту регистрации, то есть в Москве.

Для представителей местного малого бизнеса это вообще беда: их бизнес выдавливается, они теряют доходы, сокращаются рабочие места. Понятно, что в такой конкурентной борьбе им не одолеть столичных «денежных мешков». Законов, защищающих их права, нет, федеральные или региональные программы, направленные на «разруливание» данной ситуации, также отсутствуют.

Достаточно простой пример. «Большинство поставок бытовой техники в Иркутск идет через Москву, так как в свое время столичные оптовики смогли стать монополистами на импорт данной продукции в Россию, а наши были вынуждены везти товар уже из европейской части страны. Естественно, это повышало стоимость товара, реализуемого в региональных сетях», — заметил Николай Блинков.

Говоря о проигрыше местного бизнеса сетевикам, хотелось бы отметить еще один фактор, который имеет место быть, — не всегда малые предприниматели понимают, что запросы общества изменились: люди стали получать больше, посещают зарубежные страны, где видят другие стандарты жизни. И если в 90-е годы граждан вполне устраивали небольшие магазинчики, расположенные в мало-мальски приспособленных подвалах, плохо освещенные и с невыветриваемым запахом плесени, то сегодня такой вариант ведения торговли уже устарел.

ТОРМОЗА ЭКСПАНСИИ

Однако, как отмечают представители общественных организаций малых и средних предприятий региона,  пока для местного бизнеса проблема экспансии не стала столь серьезной, поскольку большинство федеральных торговых сетей не слишком интересуются Иркутском: население города еще не превышает одного миллиона человек.

   
 
Владимир Снегирев:
— Скорее всего, местный бизнес столкнется с проблемой активной экспансии года через три.
 
   

— Скорее всего, местный бизнес столкнется с проблемой активной экспансии года через три, — заметил руководитель иркутского отделения Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Владимир Снегирев.

Сегодня же численность населения Иркутска не превышает 600 тысяч человек, город находится на «черте оседлости» — дальше на Восток мало кто отважится идти. Помимо этого еще есть ряд «тормозов».

Во-первых, отсутствие торговых площадей, которые бы отвечали самым взыскательным требованиям федералов. Но этот фактор будет оставаться сдерживающим еще недолго. В городе активно строятся крупные торговые комплексы.

Второй серьезный сдерживающий факт — логистика. На сегодня в Приангарье нет крупных логистических терминалов международного класса и нет данных, во всяком случае на ближайшие пару лет, что эта ситуация изменится. Большие надежды в развитии логистики были возложены на новый аэропорт, но сейчас по этому проекту больше вопросов, чем ответов.

КОГО ЖДАТЬ?

Несмотря на наличие столь существенных тормозов, приход новых федеральных операторов продолжается. Сегодня в Иркутске практически весь сегмент товаров премиум-класса оккупирован ими (или работающими с федералами по франшизе). Это косметика и парфюмерия («Ив Роше», «Л’Этуаль», «Иль де Боте»), одежда («Мотиви», «Морган», «Оджи»), обувь («Джеокс», «Экко»). Практически все продавцы сотовых телефонов («Евросеть», «Цифроград»), бытовой и цифровой техники («Эльдорадо») тоже общероссийские ритейлеры. По мнению Владимира Снегирева, в ближайшее время активно будут заходить торговые сети, специализирующиеся на хозтоварах и посуде, так как эта ниша практически не занята. Возможно, придут продавцы мебели.

В среде продуктового ритейла, по некоторым данным, в Иркутске работает пока только одна иногородняя сеть. И практически все эксперты нашего журнала исключают возможность дальнейшего прихода в регион федералов, специализирующихся в этом сегменте, так как он уже поделен местными крупными сетями: ООО «Амик Cash&Carry» («Бонус»), «Кентавр-строй» («Цезарь» и «O’k»), «Слата», «Рублик» и «СибАтом» («Багира»). Есть еще несколько более мелких продуктовых операторов.

Единственно, кого из федеральных продуктовых ритейлеров можно ожидать у нас — это компании, специализирующиеся на продаже алкогольной продукции, так как, учитывая сложности работы в этом направлении, рентабельными могут быть только крупные игроки.

Есть интересные данные и иного плана: некоторые местные сети стали заходить в соседние регионы. Так, например, открываются наши супермаркеты в Улан-Удэ, в Алтайском крае. Более того, недавно одна из крупнейших сетей Иркутской области «Амик» объединилась с кемеровским ритейлером «Регионмарт» («Поляна»).

Всего же в городе действует более 60 супермаркетов. Основная их часть приходится на Свердловский район. Меньше всего супермаркетов в Кировском.

По мнению Николая Блинкова, одной-единственной панацеи для борьбы против экспансии федеральных сетевых ритейлеров нет, так как при капиталистической экономике главным «рулевым» были и остаются деньги. По данным некоторых московских экспертов, в регионах количество местных торговых предприятий будет ежегодно уменьшаться на 8-10%, а количество сетевиков возрастать на 20-30%.

Но в любом случае, отмечают эксперты, в ожидании прихода федералов есть и положительная сторона: местные торговые предприятия «зашевелились», что неизменно приведет к борьбе за клиента. И от этого выиграют, в первую очередь, жители города.

Кира Ковалева 

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 12 (260) от 27.06.2008


  • Число просмотров: 2069

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть