Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Несмотря на бурный рост цен на продовольствие, вызванный подорожанием топлива и выросшими миллионами ртов в Южной Азии и Африке, россияне стали значительно лучше и качественнее есть. Это видно из статистики, которая уверяет нас в том, что «Доширак» и «Роллтон» уже не главные фавориты офисного люда в часы перекуса. Да и по потреблению пива мы нагоняем известных европейских потребителей. Кушать стали лучше — жить стало веселее.
Растительное масло: + 187% за пять лет
За последние пять лет (с 2002 по 2007 год) объем производства растительного масла в натуральном выражении увеличился более чем в два раза — на 187%. Немалую роль в этом сыграла политика государства по стимулированию отечественных производителей путем повышения ввозных пошлин в 2002 году.
По сравнению с 2002 годом объем экспорта в натуральном выражении увеличился очень значительно — на 800%, однако после максимума 2006 года его доля в 2007 году снизилась на 15,29%.
Сокращение экспорта за последний год обусловлено резким ростом цен на российском рынке растительного масла и повышением заинтересованности отечественных производителей в реализации своей продукции внутри страны.
Лидирующими регионами по производству растительного масла в России являются Ростовская область и Краснодарский край — в сумме на них приходится 47% всего растительного масла, произведенного в России в 2007 году.
В целом по России растет показатель самодостаточности, то есть способности местных производителей самостоятельно удовлетворить потребности региона в продукте. Однако обеспечить внутренний спрос на растительное масло способны в первую очередь те регионы, в которых расположены крупнейшие производители. К регионам, вынужденным импортировать ощутимые объемы масла, относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, республика Татарстан.
Лидирующими экспортерами растительного масла на данный момент являются Ростовская, Белгородская, Воронежская области, Краснодарский край.
Пятерка регионов-лидеров по объему потребления растительного масла в натуральном выражении выглядит следующим образом: Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ростовская область. Суммарно на нее приходится 89 тыс. тонн продукции.
По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году общероссийский объем рынка растительного масла составил около 5,8 млрд долларов. Структура рынка растительного масла остается стабильной — преобладающую долю в ней занимает подсолнечное масло. Доля продукции, произведенной на территории РФ, составила чуть более двух третей.
Розница: оборот вырос на 15,6%
Оборот розничной торговли в России в январе-апреле 2008 года составил 3 трлн 989,5 млрд руб., что на 15,6% больше по сравнению с показателем аналогичного периода 2007 года. Об этом свидетельствует очередной доклад Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
В апреле 2008 года оборот розничной торговли увеличился на 13,2% по сравнению с прошлогодним апрелем и составил 1 трлн 058,3 млрд руб. В структуре оборота розничной торговли в апреле 54,7% составляли непродовольственные, а 45,3% — продовольственные товары.
Удельный вес торговых организаций и частных предпринимателей, работающих в стационарной торговой сети, в общем объеме оборота розничной торговли в апреле 2008 года вырос до 87,1% против 84,8% в апреле 2007 года, а доля рынков и ярмарок, соответственно, снизилась с 15,2% до 12,9%.
Удельный вес импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли в первом квартале составил 46%.
Пиво: Россия на третьем месте
В 2007 году Россия впервые заняла третье место в мире по объемам потребления пива. Первое место занимает Китай, второе — США. В этих странах в прошлом году было выпито соответственно 34,99 млн и 24,48 млн килолитров пива.
Спрос на пиво в России вырос на 9% и составил 9,6 млн килолитров. За год Россия поднялась на два места вверх, оставив позади Германию (9,54) и Бразилию (9,36). На шестой позиции Япония (6,29), за ней — Мексика (5,97), Великобритания (5,57) и Испания (3,36). Замыкает десятку Польша (3,24 млн. килолитров).
Майонез: производство увеличилось в 2,5 раза
В 2007 году объем производства майонезной продукции в России в натуральном выражении увеличился на 14,91% по сравнению с предыдущим годом. За последние пять лет (с 2002 по 2007 год) объем производства майонеза в натуральном выражении увеличился более чем в два раза — на 173,8%.
По объему производства майонезной продукции в России лидируют следующие регионы: Республика Татарстан, Москва, Нижегородская область, Свердловская область, Белгородская область (46,6 тыс. тонн). Суммарно пять этих районов производят около 60% всей майонезной продукции. Особенность производства майонеза заключается в том, что он принадлежит к относительно дешевым и скоропортящимся товарам, поэтому перевозить его на большие расстояния невыгодно. Соответственно, каждый регион старается либо удовлетворять спрос за счет внутреннего производства, либо импортировать продукцию ближайших соседей.
По оценке «Экспресс-Обзора», объем рынка майонезной продукции в России в натуральном выражении вырос по сравнению с прошлым годом на 12,31%. На долю 7 регионов-лидеров приходится около 28% объема рынка в натуральном выражении. Больше всего майонеза продается в Москве и Московской области, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Свердловской и Ростовской областях и в республике Башкортостан.
Объем продаж майонеза в остальных регионах — менее 20 тыс. тонн. Наибольшие значения показателя самодостаточности (способности местных производителей самостоятельно удовлетворить потребности региона в продукте) характерны для Белгородской и Ивановской областей, Москвы, Татарстана, Нижегородской и Свердловской областей. Перечисленные регионы имеют возможность экспортировать более 20 тыс. тонн майонезной продукции.
Интересно отметить, что доля 50 крупнейших городов в общем объеме рынка майонеза в России относительно небольшая — около 14%.
Готовые супы: потребление снижается
Исследовательский холдинг «Ромир» демонстрирует потребительское поведение россиян в сегменте супов, готовых к употреблению, а также профиль потребителей названной товарной категории.
Натуральный объем домашнего потребления готовых супов в период с апреля 2007 года по февраль 2008 года снижается. При достаточно стабильных позициях «Гурмании» и «Роллтона» заметно снижение доли недавно лидирующего «Кнорр». В целом рынок готовых супов снижается практически на тот же объем, который теряет «Кнорр». Вероятно, потребители «Кнорр» переключаются на другие категории супов, а не на другие марки, либо вообще отказываются от их потребления. В снижающемся объеме рынка ведущие позиции занимает «Гурмания».
В группе покупателей готовых супов значительно больше женщин, выше доля людей в возрасте 50-59 лет, людей, не состоящих в браке, либо живущих в семьях из двух или трех человек. Однако профиль покупателей разных брендов неодинаков. Например, среди покупающих «Кнорр» выше доля молодежи и ниже покупателей в возрасте 50-59 лет. Среди покупателей «Гурмании» доля женщин выше, чем среди покупателей «Кнорра». Последний более популярен у семей из двух, а «Гурмания» в семьях из трех человек. Так, «Гурмания» в большей степени соответствует общему профилю группы потребителей готовых супов.
Мясо: «черный список» растет
На днях Россельхознадзор ввел ограничения на поставки мяса в Россию с нескольких комбинатов США и Аргентины, затем «черный список» пополнился еще 18 предприятиями из Франции, Бельгии, Германии и Испании.
Как рассказал заместитель начальника отдела международного сотрудничества, протокола и работы со СМИ Россельхознадзора Алексей Алексеенко, ограничить поставки мяса пришлось из-за выявления ветслужбами антибиотика тетрациклинового ряда, который европейцы добавляют в корм животным.
«Такое мясо есть нельзя, ведь эти вещества вызывают привыкание, расстраивают печень, почки, а иногда приводят к глухоте», — сообщил чиновник. По его словам, этим предприятиям предложено инициировать служебное расследование и принять меры по устранению веществ, только тогда поставки мяса будут налажены в прежнем режиме.
Как рассказали в Национальной мясной ассоциации (НМА), поставки мяса в Россию осуществляют несколько сотен предприятий разных стран, поэтому доля «запрещенного» продукта в общем объеме рынка будет не очень заметна. Тем не менее мясо, особенно свинина, будет и дальше дорожать. Как отметил руководитель исполнительного комитета НМА Сергей Юшин, за последние два месяца цены на нее выросли на 20%, однако это не предел.
- Число просмотров: 2481